Потенциал научно-технического прогресса в охране природной среды

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Научно-технический прогресс и окружающая среда » Потенциал научно-технического прогресса в охране природной среды


 

Для раскрытия потенциальных возможностей НТП следует определить границы взаимосвязи НТП с охраной окружающей среды.

Erik and sons erik and sons купить.

На предприятиях промышленности накопилось и ежегодно накапливается большое количество твердых и жидких отходов. От переработки нефти количество отходов составляет до 0,64%, в том числе жидких — 0,48%, твердых — 0,16%. Эти отходы подлежат рациональному использованию в химической промышленности, в строительстве и других отраслях народного хозяйства.

Экономика НТП в природопользовании должна полнее отражаться в показателях общественной трудовой деятельности, которая участвует в формировании социально-экономической сущности охраны природы. Программно-целевой подход к анализу экономики природопользования дает возможность составлять региональные планы рационального использования, воспроизводства ресурсов и охраны среды в системе общественного труда в условиях рынка.

НТП, характеризующий современное развитие экономики, качество окружающей среды и определяющий степень взаимоотношений общества и природы, ведет к следующим результатам:

• расширению объема потребления и увеличению состава используемых природных ресурсов, увеличению производственных отходов и оттоков тепла, распространению электромагнитных и звуковых волн в окружающей среде;

• росту уровня загрязнения различными газами, твердыми частицами и туманообразными соединениями атмосферного воздуха;

• чрезмерному загрязнению вредными ингредиентами, содержащимися в промышленных, сельскохозяйственных, бытовых отходах и стоках естественных водоемов;

• росту площадей, занятых карьерами открытой разработки рудных ресурсов, отвалами пустой породы и т.п.;

• сбору нагретых промышленных вод в специальные источники, а также повышению излучения тепла промышленных и коммунально-бытовых установок в атмосферу;

• загрязнению окружающей среды всеми видами транспорта, в том числе морскими;

• использованию во все возрастающем количестве различных химических удобрений, ядохимикатов в сельском, лесном и других отраслях хозяйства;

• росту урбанизации, оттоку населения из сельских местностей в города;

• нарастанию массовой рекреации, стимулированной растущей урбанизацией.

Отставание в развитии НТП, нарушение и распад взаимосвязи экологических систем под влиянием перечисленных основных моментов способны вызвать необратимую инверсию окружающей среды. Вот почему охрана окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов становятся делом общенародным, делом людей всей планеты.

В соответствии с комплексным развитием экономики природопользования выделяются три уровня управления: краткосрочное — для локального, экстренного предотвращения загрязнений окружающей среды; среднесрочное — для регионального, комплексного использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды; долгосрочное — для глобальных мероприятий международного масштаба.

В процессе прогнозирования развития НТП и комплексного решения задач охраны природы мероприятий природные ресурсы подразделяются на воспроизводимые (растительные и животные сообщества, плодородие земли, лес), невоспроизводимые (климатические условия, ресурсы поверхностных вод, земляная кора), запасы (полезные ископаемые и т.п.). Подобное деление природных ресурсов является условным, так как НТП в регулировании и использовании невоспроизводимых природных ресурсов ведет фактически к их частичному воспроизводству. Современный НТП в народном хозяйстве все более расширяет возможности воспроизводства природных ресурсов и условий.

Прогнозирование и долгосрочное комплексное планирование НТП и важнейших показателей освоения использования природных ресурсов и охраны окружающей среды имеет межотраслевой характер.В первую очередь рассматриваются показатели развития НТП в отраслях сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности.Оценка последствий реализации НТП и природоохранных мероприятий невозможна без системного подхода к решению проблемы и системного анализа эколого-экономических, технико-экономических, экономико-демографических и экономико-организационных взаимосвязей.

При комплексном планировании НТП в природопользовании весьма важно изучение эколого-экономических, технико-экономических, социально-экономических, экономико-демографических и экономико-организационных взаимосвязей, что возможно лишь при интеграции ряда наук. Основные направления в изучении проблем — это ранжировка групп лидирующих научных дисциплин, связанных проводимыми сопряженными исследованиями.

Основные положения НТП в области политики окружающей природной среды можно охарактеризовать следующими показателями: 1) оценка уровня НТП и состояния окружающей среды и интенсивности ее загрязнения; 2) разработка рабочего плана осуществления политики в области рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды; 3) определение финансовых нужд для охраны, преобразования и восстановления окружающей природной среды и их последующее включение в местные, районные и национальные бюджеты; 4) правовые основы и стандартные уровни загрязнения окружающей природной среды, принципы использования природных ресурсов; 5) осуществление политики в области охраны окружающей среды органами общественной администрации и общественных организаций; 6) научные основы политики в области охраны окружающей среды; 7) специальное обучение; 8) пропаганда проблем, связанных с окружающей средой.

Политика в области охраны окружающей среды зависит от уровня социально-экономического развития той или иной страны. Программы охраны окружающей среды должны быть увязаны с годовыми и многолетними комплексными перспективными задачами развития НТП и бюджетами на местном, региональном и национальном уровнях.

План социально-экономического развития, если в нем приняты во внимание комплексное использование ресурсов, воспроизводство и охрана окружающей природной среды, должен учитывать рост сельскохозяйственной, промышленной продукции, увеличение количества произведенной энергии, расширение сети транспорта и сферы обслуживания, повышение бытового комфорта, условий работы. Превышение предельно допустимых уровней загрязнения должно отражаться на экономике предприятий, ставших источниками загрязнения окружающей среды: рациональное и экономное использование природных ресурсов необходимо стимулировать всевозможными формами поощрения. Возникает проблема управления экономикой природопользования. И здесь необходимо использовать следующие принципы: комплексность, с одной стороны, экологических, а с другой стороны, экономических, социальных, демографических и организационных взаимосвязей;

• замкнутость перечисленных взаимосвязей;

• миграция ингредиентов в окружающей среде;

• преемственность и последовательность проявлений всей совокупности взаимосвязей эколого-экономической системы;

• натуральная оценка и системный анализ последствий антропогенного воздействия на качество окружающей среды.

Положив в основу управления НТП охраны окружающей среды указанные принципы, мы можем разрабатывать алгоритмы оптимального управления и методы допустимого порогового воздействия на окружающую среду как составную часть эколого-экономической системы.

Основными функциями управления развитием НТП охраны природной среды являются планирование, организация, контроль, регулирование, учет и др. Каждая функция включает функции более низкого (дифференцированного) ранга. Одним из главных методов управления развитием НТП охраны природной среды можно принять метод структуризации функций управления. Он состоит из следующих этапов:

• первый — разработка модели представления системно-структурных блок-схем связей с указанием направленности информационных потоков;

• второй — определение системы важнейших показателей управления НТП охраны природной среды, их классификация по иерархическим уровням в народнохозяйственном планировании;

• третий — определение стратегии управления и ранжировка факторов подоле их вклада в решаемую проблему;

• четвертый — нахождение адекватных моделей развития НТП, на основе которых выбираются пути оптимального управления качеством окружающей среды;

• пятый — разработка РЭЭС природопользования, составным блоком которых должен быть блок управления качеством окружающей среды;

• шестой — разработка системы нормативных показателей управления качеством окружающей среды.

Целевыми функциями в решении задачи управления развитием НТП охраны окружающей природной среды на государственном уровне будут минимум совокупных потерь (ущерба) в народном хозяйстве и обществе, минимум рентабельности природоохранных мероприятий, максимум сопряженности отраслевых и региональных плановых показателей.