Разработка стратегий адаптации

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Адаптация к глобальному потеплению » Разработка стратегий адаптации


Совместные действия международного сообщества по ограничению антропогенного воздействия на климатическую систему - приоритетный путь решения проблемы изменения климата. Однако, одних этих мер недостаточно. Последствия изменения климата ощущаются уже сейчас, следовательно, уже сейчас надо пытаться приспособиться (адаптироваться) и минимизировать их негативные воздействия, организовывать мероприятия по адаптации к меняющимся условиям.

Монтируем эко вывески - в Воронеже

Стратегии по адаптации должны включать в себя научные оценки рисков, уязвимости и потенциальных выгод предполагаемых климатических изменений с учетом природно-географических, экономических, социальных и иных особенностей конкретного региона или отрасли экономики. Кроме того, важная задача - проведение экономических оценок затрат и выгод предлагаемых адаптационных мер для обеспечения их максимального эффекта на единицу вложенных средств и разработки оптимальной стратегии по адаптации к изменению климата для принятия хозяйственных решений.

Следует также отметить, что вопросы уязвимости к изменениям климата и разработки и принятия адаптационных мер в их отношении имеют существенный социальный акцент. Большинство наименее развитых стран расположены в регионах, в наибольшей степени подверженных негативным последствиям изменения климата. Основу экономики большинства этих стран составляют наиболее уязвимые отрасли, обладающие, кроме того, очень низким адаптационным потенциалом. Ограниченные финансовые, технологические, институциональные и прочие ресурсы делают население этих регионов исключительно зависимым от успешности мер по смягчению изменения климата и экономической помощи экономически развитых стран.

Комплексный подход к разработке адаптационных мер, объединяющий науку, технологии, и лица, принимающих решения будет способствовать снижению уязвимости общества и экономик стран к изменениям климата.

Активная государственная политика имеет важнейшее значение для борьбы с изменением климата, и в настоящее время становится все более ясно, что такая политика совместима со стратегиями устойчивого развития и экономического роста или даже является их необходимым элементом, причем как отмечается в докладе МГЭИК, сопутствующие выгоды мер по сокращению выбросов парниковых газов могут быть значительными и способны компенсировать значительную долю затрат на предотвращение изменения климата. Адаптационные стратегии разрабатываются как на секторальном (в секторах экономики) так и на региональном уровне (с учетом географических, природно-климатических особенностей региона). Меры по адаптации также могут быть направлены на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.

Осознавая глобальный характер проблемы изменения климата и понимая важность принятия совместных действий в ее решении, международным сообществом в феврале 1991 года были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК ООН).

 Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 г. на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 г. вступила в силу. По данным на 2007 г. Сторонами Конвенции являются 190 стран и Европейское сообщество. Полный и регулярно обновляемый список Сторон РКИК ООН размещен на сайте Секретариата РКИК ООН.

РКИК ООН была разработана как ключевой инструмент международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. Однако в Конвенции определены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата (поэтому РКИК носит рамочный характер).

Понимая необходимость введения более жестких мер для решения проблемы изменения климата, в 1997 году в дополнение к РКИК ООН международным сообществом был принят Киотский протокол. Он накладывает конкретные количественные обязательства на Стороны Приложения I к РКИК по сокращению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов в первый период его действия (2008-2012 гг.) по сравнению с уровнем базового 1990 года. К настоящему времени Протокол ратифицировали 177 государств, включая все промышленно развитые страны, кроме США.

Киотский протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008-2012 гг.) невелик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации.

Многие страны, особенно беднейшие, сильно страдают от изменения климата. В России серьезного ущерба пока нет, но серьезная опасность существует. Климатическая система Земли инерционна, и мы заранее должны решить, что и как делать, если неблагоприятные прогнозы ученых будут сбываться.

Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновимые источники энергии. Также не надо забывать, что при снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, астмой и т.п. Исследования в 6 городах России (Москва, Нижний Новгород, Воронеж и др.) позволили оценить общероссийский эффект от первоочередных мер по снижению выбросов парниковых газов как снижение смертности на 40 тыс. человек в год.

Протокол - неплохой дополнительный стимул для проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. В масштабах всей экономики России в денежном выражении эффект Киотского протокола порядка 1-2 млрд. долл. за 2008 -2012 гг.

Важно подчеркнуть, что Киотский протокол не вызывает никаких отрицательных эффектов для текущих российских социальных и экологических проблем. Не требуется никаких специальных мер по снижению выбросов парниковых газов, которые бы приводили к закрытию предприятий или нарушению социальной инфраструктуры.

В такой ситуации региональным администрациям, бизнесу и общественности имеет прямой смысл поддержать активное участие России в Киотском протоколе и, насколько возможно, воспользоваться дополнительными экологическими и социальными возможностями данного международного соглашения.

Сегодня подавляющее большинство ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата - это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива.

Ученые считают, что безопасный уровень глобального потепления - 2 градуса Цельсия и человечество уже прошло треть «дистанции». По мнению экологов, нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления более, чем на 2 градуса. Ведь это «средние» градусы, во многих местах 2 означает 5 и даже 10 градусов, что очень много.

Главное в протоколе - количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008-2012 гг. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.

У России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 гг. - 100% от уровня 1990 г. (у стран ЕС в целом - 92%, у Японии - 94%, у США предполагалось 93%). Это дает полную уверенность в том, что разрешенный уровень мы не превысим: сейчас выбросы примерно на 25% ниже и все прогнозы Минэкономики и Минэнерго, даже самые радужные, говорят, что мы не сможем развиваться столь бурно, чтобы превысить разрешенный уровень выбросов. К тому же невозможен быстрый рост экономики без повышения эффективности использования энергии, в будущем для такого гипотетического варианта даже российские запасы топлива недостаточны.

Киотский протокол - первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами - разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны - ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества (ведь пьем же мы пиво и воду с СО2 и ничего…), поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.

Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления». Дело в том, что в России потенциал энергоэффективности и энергосбережения реализован в совсем небольшой части, в то время, как в странах Европейского Союза и в Японии он почти полностью исчерпан (при современном уровне технологий). Поэтому осуществить мероприятие, обеспечивающее снижение выбросов CO2, в России существенно дешевле.