Состояние планетарной системы

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологическое воспитание » Состояние планетарной системы


МИРОВОЙ ОКЕАН. Сейчас Мировой океан - гигантская мусорная корзина. Каждый год сюда выбрасывается миллиарды тонн мусора. Это привело к оскудению живых форм Мирового океана, увеличению зон экологического бедствия, бурному цветению водорослей. 70% нерестилищ океана стали непригодными для разведения мальков, 20 видов ценных промысловых рыб уничтожены.

КЛИМАТ. Накопление углекислого газа приводит к парниковому эффекту - повышению температуры у поверхности Земли. Средняя температура Земли составляет 15'С. За последние 100 лет температура изменилась на 0,5'-0,6'С. Это влияет на таяние ледников, нарастающее опустынивание, повышение уровня воды в Мировом океане. Это может поставить под угрозу существование всей цивилизации.

ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ. Большое количество озона содержится на высоте 20-25 км. Роль озонового слоя велика, он поглощает вредное ультрафиолетовое излучение Солнца, поражающее все живое. В последние годы замечено ослабление озонового слоя в результате попадания химических соединений. Особенно разрушающее действие оказывают на него фреоны, используемые в промышленности и в быту. Ежегодно в мире выпускается около 1 млн. тонн фреонов, 40% - в США, 35% - страны Европы, 10% - Япония, 10% - СНГ. Уменьшение слоя озона на 1% приводит к росту заболевания раком кожи на 5-6%. К ХХI веку ученые предполагают уменьшение озонового слоя на 6-7%.

В чем же причина создавшейся бедственной экологической ситуации? Первопричина заключается в том, что общество исчерпало резервы, на которых оно строилось. Но все же оно продолжает давить на природные системы. И это приводит к необратимым последствиям, ставит перед лицом гибели цивилизации.

Какие же пути решения данных экологических проблем существуют?

"Цивилизация должна перейти на интенсивный путь развития". Интенсификация - это ускорение "преимущественно качественной формы социального прогресса", это особый тип взаимодействия общества с природой.

"Нужна интенсификация нерациональных выбросов и отходов, загрязняющих окружающую среду, утилизация невозобновляемых ресурсов. В ходе рациональной интенсификации будут использоваться безотходные экологические циклы", а также будут экономиться ресурсы.

Людям необходим возврат к природе, повышение интенсификации производства при сохранении окружающей среды через систему новых технологий.

Для решения экологической проблемы необходимо: - изучение экологических закономерностей и их учет в активно-преобразовательной деятельности; - рациональное, экономное использование природных богатств; - забота о восстановлении и возобновлении функционирования нарушенных производственной деятельностью экосистем; "выработка и усвоение новых принципов и норм нравственного отношения человека, общества к природным объектам, к природе в целом". [54,105] Последний пункт один из важнейших. Это отношение человека "определяется характером доминирующих в обществе социально-экономических отношений, ценностно-мировоззренческих установок". [32,186] Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины.

"Человек относится к природным существам как к низшим по сравнению с человеком и к природным явлениям как противостоящим общественным, культурным". В определенной степени такое [54,103] мнение у людей формировала и христианская религия, рассматривающая человека как подобие бога и противопоставляющая человеку живую тварь, лишенную божественной души.

В последней четверти нашего века начинается экологизация морали. Этот процесс отражает "все более и более глубокую осознаваемую зависимость, самого существования общества от сохранения определенного уровня состояния природы". С ростом [54,104] возможностей преобразования окружающего мира у человека растет чувство ответственности за природную среду - ее сохранение и улучшение.

Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. "Экологическая культура это совокупность определенных качественных уровней общественных материально-технических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы". Эти отношения [32,186] включают в себя организацию и развитие процесса воспроизводства жизни людей. Процесс формирования и развития экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности. Она, в свою очередь, направлена на преодоление кризиса, а в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать государственным и общественным деятелем, человеку надо экологизироваться - то есть приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.

Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: - широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; - приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; - формирование экологического сознания.

Экологическая культура включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

Неправильно полагать, что сфера нравственно-экологической ответственности начинается и действует в рамках профессиональной морали. Бездумное отношение человека к природе в быту (на отдыхе, при потреблении "даров природы") ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали.

Самое существенное в процессе экологизации морали - постепенная сложная перестройка сознания. При этом одним из важнейших моментов является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, детских и учебных учреждениях, во всей системе общества. Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем.

Отсюда можно сделать вывод: без обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы, без переориентации духовной жизни невозможно обновление сложившихся экологических отношений, оздоровление обстановки на нашей планете в целом.