Выводы и предложения

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологическое воспитание » Выводы и предложения


Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы: 1. Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

2. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит: а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы; б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения) .

3. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

4. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

5. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

6. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.

7. Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

8. В результате проведенного эксперимента были сделаны выводы: а) проведенная работа способствовала развитию у школьников экологического сознания; б) в ходе данной работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение; в) младшие школьники получили следующие экологические представления: - как образуется плодородие почв, - почему нельзя рвать цветы на лугу, - для чего в лесу нужны грибы, - почему на лугу нет крупных животных, - почему поле называют природным сообществом, и многие другие; данные представления при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения, которыми ученики будут пользоваться; г) поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. д) ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы.

9. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе. Поэтому формирование экологического поведения мы будем разрабатывать в дальнейшем.

10. Все темы 2 класса и некоторые темы 3 класса действующего учебника природоведения для начальной школы (авторы З. А. Клепинина, Л. Ф. Мельчаков) дополнены экологическими вопросами и краеведческим материалом. Это помогает решать задачи развития экологического сознания, которое является фундаментом для формирования экологического поведения! Единство экологического сознания и поведения - сущность экологического воспитания.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Исходя из того, что Кузбасс является зоной экологического бедствия (т.к. Кузбасс занимает 4% всей территории Западно-Сибирского экономического региона, а его промышленные предприятия производят 1/3 всей продукции этого региона; плотность населения превышает плотность по стране в 3 раза) должна усиленно вестись природоохранительная работа, а также образование и воспитание основанное на краеведении. Поэтому мы предлагаем ввести в программу изучение экологической обстановки нашего края (6 уроков) . А при изучении остальных тем обратить внимание на следующие вопросы.

2 К Л А С С Тема: Введение.

1. Что такое природа, что включается в это понятие.

2. Почему необходимо беречь природу.

Тема: Части растений.

1. Как человек использует разные части растений.

2. Для чего человек выращивает декоративные растения.

Тема: Осенняя экскурсия.

1. Какая существует взаимосвязь между облачностью и температурой воздуха.

2. Как изменились деревья, кустарники, травы по сравнению с летом.

3. Как изменилось поведение птиц, насекомых.

Тема: Растения летом и осенью.

1. Листопад. Почему он происходит.

2. Грибы съедобные и несъедобные. Для чего они нужны, как их охранять.

Тема: Насекомые и птицы летом и осенью.

1. Когда насекомых больше летом или осенью.

2. Где они проводят зиму.

3. Как влияет количество насекомых на количество птиц.

4. Как нужно охранять насекомых.

Тема: Дикие животные летом и осенью.

1. Как готовятся животные к зиме.

2. Почему нельзя приносить домой диких животных.

Тема: Домашние животные летом и осенью.

Чем отличается жизнь диких и домашних животных с приходом осени.

Тема: Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья.

1. Как влияет облачность на осадки.

2. Как изменились деревья, кустарники и травы с приходом поздней осени.

3. Как изменилась жизнь птиц и животных.

4. Как влияет погода на здоровье людей.

Тема: Идет зима.

Как связаны осадки со временем года.

Тема: Зимняя экскурсия.

1. Как изменилась жизнь растений с приходом зимы.

2. Как зависит глубина снежного покрова от открытости местности.

3. Как зимуют растения под снегом.

4. Как изменилась жизнь птиц с приходом зимы.

Тема: Лиственные и хвойные растения зимой.

1. Каким изменениям подверглись растения с приходом зимы.

2. Для чего выращивают тепличные растения.

Тема: Комнатные растения.

1. Для чего их выращивают.

2. Как за ними ухаживать.

Тема: Птицы зимой.

1. Чем питаются зимующие птицы и зимние гости.

2. Как можно помогать птицам зимой.

3. Какие бывают кормушки.

Тема: Как разные животные зимуют.

1. Как изменилась жизнь диких животных зимой.

2. Как они приспособились переносить холод.

3. Чем питаются животные зимой.

4. Как можно им помочь перенести зиму.

Тема: Труд людей зимой.

1. Работа на полях: задержание снега, удобрения.

2. Подготовка к весне земледельческой техники.

Тема: Охрана и укрепление здоровья зимой.

1. Что такое закаливание.

2. Как правильно одеться.

3. Как надо вести себя на зимнем льду.

Тема: Здравствуй, весна!

1. Чем отличается зима и ранняя весна.

2. Какие существуют признаки весны в неживой природе (ледоход, половодье) .

3. Какая существует зависимость между температурой и осадками.

Тема: Весенняя экскурсия.

1. Чем отличается весенний и зимний снег.

2. Как изменились лиственные и хвойные деревья.

3. Какие существуют двудомные растения.

4. Как изменилось поведение птиц, насекомых и животных.

Тема: Растения весной.

1. Знакомство с раннецветущими растениями.

2. Знакомство с исчезающими видами цветов, их охрана.

3. Куда исчезают семена, созревшие в прошлом году.

Тема: Насекомые и птицы весной.

1. Какая существует зависимость между возвращением перелетных птиц и поведением насекомых.

2. Почему и как надо охранять птиц весной.

Тема: Кто как весну встречает.

1. Почему именно весной у зверей появляются детеныши.

2. Почему весной на зверей нельзя охотиться.

Тема: Развитие растения из семени.

Как надо ухаживать за растениями.

Тема: Труд людей весной.

1. Почему весной производят распашку почвы.

2. Почему стало возможным высевать семена в почву.

3. Для чего производят побелку и опрыскивание деревьев.

Тема: Сезонные изменения в природе.

1. Как изменяется погода по временам года.

2. О каких зависимостях в природе ты узнал.

3. Как охранять природу в разное время года.

4. Как охранять свое здоровье.

3 К Л А С С Тема: Природа нашего края.

Данную тему следует изучать непосредственно на природе родного края. Такие темы как "Рисунок и план", "План местности", "Чтение плана местности" и "Ориентирование" надо подкреплять непосредственной практической работой, доступной для младших школьников.

Тема: Поверхность нашего края.

Опираясь на краеведческий материал нужно рассмотреть вопросы: 1. Какая поверхность нашего края.

2. На какой поверхности больше всего селится население.

Тема: Овраги.

1. Как возникают овраги.

2. Как предотвратить их возникновение.

3. Как их используют.

Тема: Полезные ископаемые.

1. Сколько добываем.

2. Какой запас.

3. Как влияет их добыча на окружающую среду (изменения, нарушения природного комплекса) 4. Как их можно добывать с наименьшими потерями для природы.

Тема: Вода в природе.

Сколько на земле воды пригодной для питья.

Тема: Круговорот воды в природе.

На что повлияет загрязнение реки.

Тема: Родники.

1. Перечислить целебные источники нашей местности.

2. Почему их вода разная по вкусу.

3. Можно ли сказать, что родниковая вода самая чистая.

Тема: Реки и озера.

1. Почему человек чаще всего селится по берегам рек.

2. Что будет если реку сильно загрязнить отходами.

3. Как охраняют реки.

Тема: Море.

1. Остались ли сейчас на земле чистые моря.

2. Почему моря загрязняются.

3. Как их можно охранять.

4. Как влияет загрязнение моря на все живое в нем.

Тема: Почвы.

1. Как долго образуются почвы.

2. С какой быстротой они выветриваются.

3. Почему почвы истощаются и как можно их обогащать.

Данные вопросы можно раскрыть следующим образом.

- Ребята, подумайте, могла бы образоваться жизнь на планете, если бы не было почвы?

- Как вы думаете, откуда появилась почва?

- Какая самая главная часть почвы?

- Да, правильно, это - перегной. Из него под действием микробов образуются нужные для роста растений вещества. Растениями питаются животные, этими животными питаются другие животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А затем снова образуются питательные вещества, растут новые растения и все повторяется по кругу (во время рассказа учитель рисует на доске схему) .

- Ребята, как вы думаете, что бы могло произойти, если бы исчезла вся почва?

- Вы узнали, как образуется почва. Подумайте, как долго идет этот процесс?

- 1 сантиметр почвы образуется за 250-300 лет, а выветрить его ветер и вода могут за 18 лет!

- Ребята, давайте подумаем, как же можно охранять почву.

Темы: Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов.

1. Как называется сообщество.

2. Какие организмы составляют сообщество.

3. Как связаны между собой организмы в сообществе.

4. Значение сообщества для человека.

5. Отрицательное влияние человека на сообщество.

6. Охрана природного сообщества.

Например, тема: Растения и животные леса.

1. - Ребята, как вы представляете себе лес? Какой он? Где вы его видели?

- Вы рассказали о разных лесах, а что общего у всех лесов, о которых вы говорили?

2. - Значит лесом можно назвать место, где растут деревья.

(Работа с гербарием лиственных и хвойных деревьев. Учащиеся рассматривают сосну обыкновенную и сосну сибирскую, находят сходства и различия. Знакомятся с семенами дуба, осины, ели.) - Ребята, что растет под деревьями?

- Какие кустарники встречаются в лесу?

(Работа с гербарием.) - Деревья составляют первый этаж леса, кустарники - второй этаж, а что растет на нижнем этаже?

- Правильно, а какие травы, грибы вы встречали в лесу?

- Можно ли уничтожать ядовитые грибы?

- Ребята, как вы думаете, почему деревья в лесу расположены этажами?

- Какие животные встречаются в лесу?

- Какие птицы обитают в лесу?

3. - Ребята, скажите, как используют растения птицы и животные?

- Как растения приспособились к жизни с птицами и животными?

4. - Как вы думаете, какое значение имеет лес для человека?

5. - Почему у нас стало меньше лесов? Отчего исчезают животные, птицы, растения?

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход вместе с отдыхающими школьниками. Нам надо найти ошибки в их поведении. Послушайте рассказ школьников о своем походе.

Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой.

- Итак, какие ошибки совершали ребята? А как надо было поступать в этих случаях?

- Для таких горе-туристов в лесу надо вешать запрещающие знаки, чтобы они всегда помнили как надо себя вести. Ребята, попробуйте дома нарисовать запрещающий знак, такой, чтобы сразу стало ясно, что в лесу делать нельзя.

Для краеведческого изучения мы предлагаем следующие темы.

Тема: Полезные ископаемые в Кузбассе.

1. Как был открыт каменный уголь.

2. Где он добывается, какими способами и как его добыча влияет на экологию.

3. Какие еще полезные ископаемые добываются в нашей области и где они применяются.

Тема: Реки и озера Кузбасса.

1. Какие крупные реки протекают в нашей области.

2. Какая существует зависимость между поверхностью, по которой протекает река и характером течения.

3. По какой причине загрязняются наши реки.

4. К чему приводит загрязнение рек.

Тема: Почвы Кузбасса.

1. Какие виды почв существуют в нашей области. Какими свойствами они обладают.

2. Как сохраняется плодородие почв естественным образом.

3. Какие существуют искусственные пути улучшения плодородия и как они влияют на человека и его здоровье.

4. Как уничтожают плодородные почвы в нашей области.

5. Что можно сделать для охраны почв.

Тема: Растения Кузбасса.

1. Какие существуют основные растительные зоны Кузбасса.

2. Какие существуют типичные растения Кузбасса.

3. Какие редкие растения в Кузбассе существуют.

4. Как можно защищать растения.

Тема: Животный мир Кемеровской области.

1. Какие животные наиболее часто встречаются.

2. Какие животные у нас редки.

3. Какие существуют у нас птицы, рыбы.

4. Как влияет загрязнение окружающей среды на жизнь птиц, растений, животных.

Тема: Промышленность Кузбасса.

1. Какие заводы, разрезы у нас существуют и что они производят.

2. Как влияет производство на жизнь людей и всей природы в целом.

3. Какие города преуспели в сфере загрязнения природы.

Этот тематический план примерный. Он может быть переработан и изменен. Но за 6 уроков дети могут получить реальное представление о том, в какой экологической зоне они живут.

Тема: Какую форму имеет Земля.

1. Какие экологические проблемы существуют на планете.

2. Почему загрязняется океан, уничтожаются тропические леса, сокращается численность и разнообразие видов живых существ.

Тема: Наша Родина на глобусе и карте.

1. Как многообразна природа нашей Родины.

2. Какие экологические проблемы существуют в России.

Темы: Природные зоны (крайний север, тундра, лесная полоса, степь, пустыня, Черноморское побережье Кавказа, южный берег Крыма) .

1. Как называется природная зона.

2. Какие у нее особенности (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе) .

3. Каково значение природы этой зоны для человека, ее использование.

4. Каково отрицательное влияние человека на природу в этой зоне.

5. Как охранять природу зоны.

Тема: Природа и человек.

1. Каково значение природы.

2. Как люди решают экологические проблемы России.

Тема: Охрана воздуха от загрязнения.

1. Как зависит жизнь на Земле от наличия воздуха.

2. Как охраняют чистоту воздуха.

Тема: Охрана вод.

1. Как зависит жизнь на Земле от наличия воды.

2. Как охраняют воду.

Тема: Охрана почв.

1. Почему почвы плодородны.

2. Почему происходит разрушение почв.

3. Как охраняют почвы.

Тема: Охрана леса.

1. Значение растений для животных и человека.

2. Почему растения исчезают.

3. Как охраняют растения.

Тема: Охрана животных.

1. Какие животные погибли по вине человека.

2. Как охраняют животных.

Тема: Организм человека и охрана здоровья.

1. Почему человек считается частью природы.

2. Как проявляется взаимосвязь в организме человека.

3. Какие существуют нормы охраны здоровья человека исходя из его анатомии, физиологии и гигиены.

Наряду с изучением существующего учебника "Природоведения", дополняя его перечисленными выше вопросами к существующем темам, и изучение шести тем краеведческого характера позволяет стать ученикам более экологически грамотными. И в дальнейшем это будет способствовать улучшению экологической обстановке как в Кузбассе, так и в России.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989.

2. Ушинский К. Д. Собр. соч. - М., 1948, Т. 4.

3. Ушинский К. Д. Собр. соч. - М., 1949, Т. 6.

4. Ушинский К. Д. Собр. соч. - М., 1988, Т. 11.

5. Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.

6. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.

7. Бойко Н. Я., Гагина Т. Н., Тивяков С. Д. Природоохранительное просвещение в школе. Охрана природы Кузбасса. - Новосибирск, 1989.

8. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

9. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя./Составитель Мельчаков Л. Ф. - М.: Просвещение, 1981.

10. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975.

11. Дре Ф. Экология. - М.: Атомиздат, 1976.

12. Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.

13. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

14. Эахлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. - М.: Педагогика, 1981.

15. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983.

16. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980. С. 19.

17. Зыков И. В. Календарь природы. - Кемеровское книжное издательство, 1963.

18. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983.

19. Каленникова Т. Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. - Минск: Народная асвета, 1989.

20. Клепинина З. А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987.

21. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

22. Лось В. А. Человек и природа. - М.: Политиздат, 1978.

23. Мамедов Н. М. Проблемы экологии. - М.: Знание, 1989.

24. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М.: Просвещение, 1991.

25. Олдан П. Г. Колокол тревоги. - М.: Политиздат, 1990.

26. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990.

27. Папорков М. А. Школьные походы в природу. - М.: Просвещение, 1986.

28. Семейное воспитание. Краткий словарь./Под ред. Гребенникова И. В., Ковинько Я. В. - М., 1990.

29. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1972.

30. Экологическое образование школьников./Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. - М.: Педагогика, 1983.

31. Эко-отклик./Под ред. Егорова Л. В. - М.: Молодая гвардия, 1990.

32. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание.//Философские науки. -1991, N2, С. 186-190.

33. Апраушев А. В. Эколого-педагогический кооператив "Юный натуралист".//Начальная школа. -1989, N6, С. 73-79.

34. Берунка Е. В последнее время в Алтайском крае с поразительной регулярностью рождаются дети: желтые, голубые, фиолетовые, а теперь еще и лысые.//Семья. -1992,7-13 сентября, С. 18.

35. Боровская Л. А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города.//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.

36. Букин А. П. Какими вы станете? //Народное образование. - 1989, N11, С. 122-133.

37. Губарь Е. Е. Птицы - наши друзья. Утренник.//Начальная школа. -1984, N4, С. 69-70.

38. Деревянко В. А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического творчества.//Начальная школа. -1989, N12, С. 40-44.

39. Дерим-Оглу Е. Н., Томилина Н. Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес.//Начальная школа. -1990, N5, С. 28-34.

40. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников.//Начальная школа. -1992, N11-12, С. 19-22.

41. Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес.//Начальная школа. -1991, N7, С. 30-34.

42. Жестова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся.//Начальная школа. -1989, N10-11, С. 78-81.

43. Залыгин С. Экология и культура.//Новый мир. -1992, N9, С. 3.

44. Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1985, N6, С. 30-35.

45. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.//Начальная школа. - 1989, N5, С. 25-27.

46. Кэрнкросс Франсес. По зеленому счету.//Новое время. - 1992, N1, С. 38.

47. Лебедев П. А. Думы павлышского педагога.//Начальная школа. -1988, N9, С. 71-74.

48. Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассников на уроках сельскохозяйственного труда.//Начальная школа. -1990, N9, С. 45-50.

49. Лола В. Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы.//Начальная школа. -1988, N1, С. 25-27.

50. Матвеев А. КВН по природоведению.//Начальная школа. - 1991, N6, С. 65.

51. Миронов А. В., Владыкина А. В. Реализуем комплексную программу непрерывной экологической подготовки студентов.//Начальная школа. -1989, N2, С. 74-79.

52. Миронов А. В. Усиление экологической и профессиональной направленности вузовских природоведческих дисциплин в подготовке учителя начальных классов.//Начальная школа. - 1990, N6, С. 77-81.

53. Мудрый И. Н. Подготовка учителей начальных классов к преподаванию природоведения.//Начальная школа. -1986, N9, С. 62-65.

54. Петрицкий В. А. Экологизация морали и этика.//Философские науки. -1990, N5, С. 103-106.

55. Пирог В. В. На лесной полянке. Сказка о грибах.//Начальная школа. -1989, N5, С. 71-73.

56. Плешаков А. А. Изучение темы "Будем беречь здоровье" в новом курсе природоведения.//Начальная школа. -1991, N12, С. 29-32.

57. Плешаков А. А. Изучение темы "Природа и мы" в новом курсе природоведения.//Начальная школа. -1991, N8, С. 40-45.

58. Плешаков А. А. Изучение темы "Сбережем воздух, воду, полезные ископаемые и почву" в новом курсе природоведения.//Начальная школа. -1991, N9, С. 38-43.

59. Плешаков А. А. Изучение темы "Сохраним удивительный мир растений и животных" в новом курсе природоведения.//Начальная школа. -1991, N11, С. 24-29.

60. Плешаков А. А. Методические основы нового учебника природоведения для 3 класса четырехлетней начальной школы.//Начальная школа. -1991, N7, С. 30-35.

61. Плешаков А. А. Методические основы нового учебника природоведения для 4 класса четырехлетней начальной школы.//Начальная школа. -1993, N3, С. 63-67.

62. Плешаков А. А. Уроки из учебника "Природоведение. 3 класс".//Начальная школа. -1989, N2, С. 31-35.

63. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа.//Начальная школа. -1991, N5, С. 2-8.

64. Попова Н. Н. Идет эксперимент. Первые уроки по экспериментальному учебнику природоведения.//Начальная школа. - 1990, N4, С. 15-21.

65. Попова Н. Н. Изучение природных сообществ в курсе природоведения.//Начальная школа. -1992, N9-10, С. 36-40.

66. Попович Ю. А. Делимся опытом туристко-краеведческой работы с детьми.//Начальная школа. -1991, N4, С. 92-93.

67. Постникова Л. А. Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий.//Начальная школа. -1991, N2, С. 44-47.

68. Рычкова Г. Б. Проблема выживания.//Педагогика. -1992, N7-8. С. 120.

69. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников.//Начальная школа. -1991, N4, С. 24-27.

70. Суравегина И. Т. Методическая система экологического образования.//Советская педагогика. -1988, N9, С. 31-35.

71. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе.//Советская педагогика. - 1990, N12, С. 47-51.

72. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе.//Начальная школа. -1986, N8, С. 63-64.

73. Урсул А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу.//Философские науки. -1991, N5, С. 3-10.

74. Урсул А. Д. Перспективы экоразвития.//Философские науки. -1991, N11, С. 183-190.

75. Урсул А. Д. Ускорение, интенсификация, экология.//Философские науки. -1988, N4, С. 3-8.

76. Федотова В. Б. Неделя природоведения.//Начальная школа. -1990, N3, С. 46-47.

77. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе.//Начальная школа. -1988, N8, С. 40-46.

78. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников.//Начальная школа. -1989, N3, С. 33-34.

79. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк.//Начальная школа. -1984, N9, С. 63-65.

80. Чумаков А. Н. К проблемам глобалистики.//Философские науки. -1991, N12, С. 170.