Состояние проблемы снижения транспортного шума

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Проблемы снижения уровня шума в городах » Состояние проблемы снижения транспортного шума


 

В общем случае методы снижения транспортного шума можно классифи­цировать по следующим трем направле­ниям: уменьшение шума в источнике его возникновения, включая изъятие из экс­плуатации транспортных средств и из­менение маршрутов их движения; снижение шума на пути его распро­странения; применение средств звукозащиты при восприятии звука.

Использование того или иного мето­да или их комбинации зависит в значи­тельной мере от степени и характера потребного уменьшения шума с учетом как экономических, так и эксплуатационных ограничений.

Любая попытка регулирования шума должна начинаться с установления ис­точников этого шума. Несмотря на на­личие значительной аналогии различных источников, они достаточно несхожи друг с другом для трех видов транспор­та, - ав­томобильного, железнодорожного и воздушного.

Из трех основных видов транспорта автомобильный транспорт оказывает наиболее неблагоприятное акустическое воздействие. Автомобили являются пре­обладающим источником интенсивного и длительного шума, с которым ни в какое сравнение не идут никакие другие. Шум, создаваемый движущимися автомобилями, является частью шума транспортного потока. В общем случае наибольший шум генерируется большегрузными автомобилями. При малых скоростях движения по автодорогам и больших частотах вращения вала двигателя основным источником шума явля­ется обычно силовая установка, в то время как при больших скоростях движения, пониженных частотах вращения и меньшей мощности силовой установки доминирующим может стать шум, обус­ловленный взаимодействием шин с по­верхностью дороги. При наличии неров­ностей на поверхности дороги преобла­дающим может стать шум системы рес­сорной подвески, а также грохот груза и кузова.

Часто бывает довольно трудно опре­делить относительный вклад различных источников шума сложных по конструкции транспортных средств. Поэтому, ес­ли возникает задача по снижению шума данного транспортного средства, ценная информация может быть получена на основе понимания механизма генериро­вания шума этих источников при изме­нении условий эксплуатации транспорт­ного средства. В силу того, что общий шум транспортного средства определя­ется рядом источников, необходимо по­пытаться получить данные об особенно­стях излучения каждого из этих источ­ников в отдельности и определить наи­более эффективные методы снижения шума того или иного источника, а также и то, какой из методов снижения общего шума автотранспортного средства ока­жется наиболее экономичным в данном случае. Подробно об этом будет рассказано ниже.

Следует отметить большое значение мер по ограничению распространения уже возникшего шума наряду с основ­ным методом снижения шума автомо­бильного транспорта путем подавления источника его возникновения. К числу указанных мер относятся улучшение конструкции дорог и их трассирования, регулирование транспортных потоков, применение экранов и барьеров, пере­смотр общих концепций землеиспользования вблизи основных транспортных магистралей. Дополнительной мерой, которая применима ко всем видам транспорта, является улучшение проек­тирования и звукоизолирующих харак­теристик зданий для уменьшения шума внутри них.

Железнодорожный транспорт в про­тивоположность автомобильному и воз­душному не развивается такими бы­стрыми темпами. Однако появились признаки того, что железные дороги на­чнут играть новую роль. После внедре­ния скоростных поездов в Японии и Франции многие страны приняли реше­ние об увеличении скорости движения поездов и объема пассажирских перево­зок, обеспечив тем самым повышение конкурентоспособности железных дорог. Расширение сети железных дорог и уве­личение скорости поездов вызовут рост шума, возникнут связанные с этим про­блемы защиты от него окружающей сре­ды. Подобные ситуации уже возникли в Японии, где общественность протесто­вала против скоростных поездов. След­ствием этих протестов явилось решение Управления японских государственных железных дорог отложить строительство новых линий, ведущих к Токийско­му аэропорту Нарита.

Раздражение, вызванное шумом воз­душного транспорта, обусловлено глав­ным образом введением в эксплуатацию в конце 50-х годов на гражданских авиа­линиях реактивных самолетов. С тех пор число коммерческих и частных реактив­ных самолетов, находящихся в повсе­дневной эксплуатации, превысило 7 тыс. единиц. За этот период снижению шума самолетов уделялось значительное вни­мание. Решение рассматриваемой про­блемы проводилось по следующим трем основным направлениям. Первое и, вероятно, наиболее важное направление сводится к исследованию основных ис­точников шума и разработке, в частно­сти, менее шумных силовых установок. Второе направление связано с упорядо­чением и введением контроля полетов самолетов в окрестности аэропортов. Наконец, третье направление - меры, не­посредственно не связанные с измене­нием условий эксплуатации воздушных судов - рациональное использование зе­мельных участков как на территории самого аэропорта, так и в его окрестно­стях с усилением звукоизоляции зданий и сооружений, находящихся под воздей­ствием шума высокого уровня.