Сущность и задачи программно-целевого метода планирования природопользования

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Планирование природопользования » Сущность и задачи программно-целевого метода планирования природопользования


Сущность программно-целевого метода планирования состоит в комплексном подходе к достижению заданной цели с помощью особой программы, в которой предусматривается организационный механизм реализации программы. Первым этапом программно-целевого планирования является постановка и четкая формулировка определенной задачи; под конкретную задачу разрабатывается и утверждается план действий (программа) с детальным описанием мероприятий и лиц (организаций), ответственных за проведение каждого мероприятия. Программа должна предусматривать источники финансирования, этапы реализации, критерии оценки достигнутых результатов.

Программно-целевой метод планирования природопользования на уровне государства представляет собой пакет нормативных актов (Планов, Программ, Мероприятий и т.д.), рассчитанных, как правило, на долгосрочной основе (2-5 лет).

В конце 1993 г., в соответствии с решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию, был разработан национальный план действий России по окружающей среде, который в 1994 г. стал основой подготовки базисных документов, определяющих экологическую политику страны.

4 февраля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации одобрены "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Во исполнение этого Указа был разработан и утвержден план действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 гг. (от 18.05.94 г. №496), а также проведен конкурс на разработку проекта Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития.

План действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды представляет собой перечень конкретных мероприятий - законодательных и нормативных актов, программ и других проблем, подлежащих разработке и реализации в установленные сроки ответственными исполнителями. Из 96 работ, предусмотренных планом действий Правительства, 30 (29%) - это законопроекты, 47 (45%) - федеральные целевые программы (подпрограммы) и 19 (26%) - прочие нормативные документы. В сфере решения проблем взаимодействия общества и природы, сохранения природных богатств, предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления окружающей среды большое место отводится федеральным целевым программам. Они являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические и экологические процессы для достижения конечных социально-экономических результатов.

Минприроды России разработано 11 федеральных программ и подпрограмм (включая "Экологическая безопасность России"), две программы утверждены (одобрены) в 1994 году Постановлениями Правительства Российской Федеpации, а именно: от 06.07.94 г. №809 "Снижение уровней облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников" ("Радон") и от 25.11.94 г. №1306 "О комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рациональному использованию природных ресурсов его бассейна".

По ряду федеральных программ экологической направленности государственными заказчиками являются другие министерства и ведомства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 г. №574-р по заказу Комитета Российской Федерации по водному хозяйству головными организациями - разработчиками (Нижегородская государственная архитектурно-строительная академия, Институт водных проблем РАН, ИЦ "Союзводпроект") совместно с ведущими научными организациями России завершается разработка федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна" ("Возрождение Волги"). Исходя из основных положений программы, каждая отрасль и отдельные субъекты хозяйственной деятельности, имеющие свои объекты в бассейне реки, должны разработать и реализовать энерго-, ресурсосберегающие технологии и проекты, удовлетворяющие действующим экологическим требованиям и ограничениям, а также определить экономические и финансовые условия поэтапного доведения технологий до экологически допустимого уровня, с указанием конкретных результатов их эффективности по каждому году.

Основной проблемой реализации разработанных программ является финансирование. Уровень финансирования программ из федерального бюджета в 1997 году не превышал 5-6% от общих затрат, это вдвое ниже предусмотренного при утверждении программ.

Осуществление ранее утвержденной программы "Конверсия - экологии" срывается из-за отсутствия финансирования. Между тем ее реализация могла бы повысить экологическую безопасность России, снизила бы риск крупных техногенно-экологических катастроф, особенно в условиях переходного периода, характеризуемого дестабилизацией промышленного производства и нарушениями технологических регламентов. Например, в результате реализации программ «Диоксины», ЕГАСКРО, «Заповедники» В 1997 году предотвращен экологический ущерб на сумму около 2 млрд. рублей.*

Развитие программно-целевого метода решения природоохранных проблем является важнейшей задачей государственного регулирования природопользования. В этой связи должна найти свое решение проблема повышения эффективности использования зарубежных кредитов Всемирного банка, выделяемых под реализацию Проекта по управлению окружающей средой (ПУОС), Проекта ГЭФ по поэтапному сокращению потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и других.

Впрочем, в условиях социально-политического и экономического кризиса в стране, грозящего России дефолта, основной упор следует делать на локальные источники финансирования, то есть на средства предприятий и граждан.