Радиационная обстановка в Краснодарском крае

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Радиационное загрязнение » Радиационная обстановка в Краснодарском крае


 

В 2001 г. радиационная обстановка не претерпела существенных изменений и в основном формировалась под действием естественных Радионуклидов урана-238 (радия-226), тория-232 и продуктов их распада, калия-40, аварийных радиоактивных выбросов Чернобыльской АЭС 1986 г., Космического излучения и техногенных источников ионизирующего Излучения (ИИИ).[1]

Сохраняют актуальность проблемы близповерхностных отложений урансодержащих песчано-глинистых осадочных пород с содержанием урана от 50 до 200 г/т (на отдельных участках до 1000 г/т) и чернобыльского радиоактивного загрязнения территории края цезием-137 (около 23 кКи) и стронцием-90 (около 7 кКи), достигающего на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника (данные аэрогамма-спектрометрии) и в отдельных местах г.Сочи (данные ЦГСЭН и ООО «Радиационная медицина») 2,5 Ки/км2 по цезию-137.

В Краснодарском крае, по данным краевой инспекции Госатомнадзора, 87 предприятий используют НИИ. В это число не входят предприятия, имеющие генерирующие источники. Из них 58 (в соответствии с Нормами радиационной   безопасности   (НРБ-99))   подлежат   обязательному лицензированию органами Госатомнадзора. Остальные 29 имеют источники с удельной или суммарной активностью менее установленной в НРБ-99 и не подлежат регламентации. На конец 2000 г. 47 подлежащих лицензированию предприятий имели лицензии Госатомнадзора на право работы с ИИИ.

Радиационный контроль предприятий осуществляется инспекторским составом комитета в соответствии с утвержденными планами проверок, а также в ходе совместных проверок с другими контролирующими и надзорными органами. В 2001 г. проведено 158 проверок (в т.ч. 27 целевых). Выявлено 41 нарушение при обращении с радиоактивными веществами и ИИИ, наложено 11 штрафов на сумму 31 тыс. руб. Контролировались не только предприятия, имеющие ИИИ, но и предприятия, на которых могут образовываться, применяться, обрабатываться, перемещаться искусственные и техногенные естественные радионуклиды (порты, сельскохозяйственные предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса, стройиндустрии и т.д.).

Ввоз грузов из-за границы, на который комитет давал согласование (доменные шлаки для дорожного строительства из Украины), предусматривал обязательное прохождение радиационного контроля на каждую завозимую партию.                                                               

 Для контроля за ввозом и транзитом через территорию края радиоактивных веществ, отходов и ИИИ на границах с Ростовской областью и Ставропольским краем специализированной организацией «Радиационные контроль» установлено 4 поста дозиметрического контроля. Однако в июле 2001 г., в связи с распоряжением Министерства внутренних дел России о недопустимости нахождения на контрольных постах милиции и ГИБДД других контролирующих служб, 3 поста (в ст.Кущевская, Кавказская и Успенская) были ликвидированы. Силами комитета, ЦГСЭН в Краснодарское крае, специализированной организации «Радиационный контроль» в течение 2001 г. проводился регулярный контроль транзитных грузов, переваливаемых через порты края. Так, в Новороссийском морском торговом порту было проверено около 10 000 вагонов, 12 000 автомобилей и 3000 автоприцепов с идущим на экспорт металлоломом. 18 вагонов, 1 автомобиль и 3 автоприцепа содержали загрязненный радионуклидами металлолом. Эти транспортные средства были после тщательного дозиметрического обследования отправ­лены в адреса поставщиков.

В целом, ведомственный и государственный радиационный контроль обеспечивают безопасность при обращении с ИИИ. Отработанные источники ионизирующего излучения сдаются предприятиями края на Ростовский спецкомбинат "Радон". В 2001 г. на спецкомбинат «Радон» предприятия и организации края сдали на захоронение 2155 (в том числе 2037 дымо-извещателей) отработавших источников ионизирующего излучения (содержа­щих изотопы полония-210, селена-75, иридия-192, стронция-90, цезия-13 7, кобальта-60, талия-204, радия-226, плутония-239) общей активностью около 115 Ки.

На двух радиационно-опасных объектах (РОО) - Троицком йодном заводе (ТЙЗ) и ВНИИ биологической защиты растений (ВНИИ БЗР) до настоящего времени не захоронены должным образом радиоактивные отходы (РАО) и не проведена дезактивация и рекультивация радиационно-загрязненных территорий. Однако заводом и институтом проводилась работа по нормализации радиационной обстановки как за счет собственных средств, так и за счет средств краевого бюджета и экологического фонда (ВНИИ БЗР). Последние были выделены в соответствии с постановлением Законода­тельного собрания Краснодарского края от 27.10.99 г. № 300-П и постанов­лением главы администрации края от 01.04.2000 г. № 144 «О проведении первоочередных работ по ликвидации радиационно-опасного объекта во ВНИИ БЗР г.Краснодара», подготовленным по инициативе ЦГСЭН и комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю.

Троицким йодным заводом выполнялись выданные контролирующими и надзорными органами предписания по нормализации радиационной обстановки. В частности, сооружено временное бетонное хранилище слабо радиоактивных отходов, в котором складировано около 100 т радиобарита Ва(Rа)SO4 и загрязненного технологического оборудования. Территория завода в целях снижения внешнего и внутреннего облучения персонала и для подавления пылерадиационного фактора отсыпана слоем грунта с высадкой зеленых насаждений, частично забетонирована. Ежегодно с участием специалистов КНР по Краснодарскому краю, ЦГСЭН в Краснодарском крае, и специализированной организации «Радиационной контроль» проводятся детальные дозиметрические обследования территории завода и гамма-спектрометрические исследования отобранных проб.

В результате проведенных работ радиационная обстановка на заводе в период с 1996 по 2001 гг. улучшилась, что подтверждается упомянутыми радиационными обследованиями. Затраты на эти работы составили 1 832 900 деноминированных рублей. В 1997-1998 гг. завод перешел на новую технологию получения йода с использованием соляной кислоты, практически исключающую образование твердых радиоактивных отходов. Затраты завода на внедрение новой технологии составили более 3 млн. руб.

В соответствии с законом РФ «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 27.01.97 г. № 93 и постановлением правительства Краснодарского края от 27.08.98 г. № 27-П, для ТЙЗ разработан «Радиационно-гигиенический паспорт». Индивидуальные годовые эффективные дозы облучения персонала ТЙЗ, в соответствии с радиационно-гигиеническим паспортом за 2000 г., составили: группа А - 0,187 мЗв, группа Б - 0,115 м3в. Риски возникновения стохастических эффектов у персонала   составили: индивидуальный - 7,1*10-6 случаев в год (при допустимом по НРБ-99 п. 2.1.1. пределе риска 1,0*10-3 случаев в год), коллективный 3,16*10-4 случаев в год. Таким образом,    воздействие радиационного фактора ТЙЗ на население близлежащих населенных пунктов (ст.Троицкая и пос.Новотроицкий) пренебрежимо мало в сравнении с естественными источниками облучения (1-2 мЗв за счет радона и естествен­ного фона). Анализ данных медицинской статистики по заболеваемости населения, представленных управлением здравоохранения г.Крымска и Крымского района, показал, что статистически значимая связь онкологических заболеваний с работой ТЙЗ в зоне обслуживания Троицкой участковой больницы не прослеживается.                                        

На ТЙЗ остается нерешенной проблема захоронения около 5000 т слаборадиоактивных отходов (радиобарита), содержащих радий-226 (около 20 кБк/кг), радий-228 (около 20 кБк/кг) и торий-228 (от 7 до 17 кБк/кг), которые частично перемешаны с грунтом, а частично помещены во временной хранилище на территории завода. В 1993 г. Всероссийским проектно-конструкторским и научно-исследовательским объединением ВНИПИЭТ разработано «Технико-экономическое обоснование различных вариантов схем реабилитации радиационно-загрязненных территорий и объектов Троицкого, йодного завода Краснодарского края». Это ТЭО прошло государственную экологическую экспертизу, в результате которой к дальнейшей проработке из пяти вариантов был выбран вариант 4 «Хранение загрязненного грунта навалом на части пруда-отстойника», включающий строительство хвосто-хранилища, его заполнение загрязненным грунтом и дезактивацию территории завода. Стоимость реализации этого проекта в ценах 1993 г. составляла 4902,3 млн.руб.                                                           

На опытном поле ВНИИ БЗР площадью 2,5 га находится около 5000 м3 загрязненного грунта, а мощность дозы достигает 250 миллирентген в час. За весь период работы на поле с 1971 по 1993 гг. было использовано 9,2 Ки биологически опасных радионуклидов (цезий-137, стронций-90, церий-144 йод-125, рутений-100 и др.) В хранилище института складировано около 10 кюри неиспользуемых радионуклидов (цезий-137, стронций-90, уран-238).

В 2000 г. по договору с НИИ атомных реакторов (НИИ АР, г.Дмитров-град) в ВНИИ БЗР проведена полная физическая инвентаризация ИИИ и РАО

Вывоз твердых и жидких ИИИ для утилизации во ВНИИ АР и захоронения на Ростовском спецкомбинате «Радон» запланирован на 1-й квартал 2002г. Однако, в институте останутся жидкие и твердые радиоактивные отходы, кондиционирование и захоронение которых потребует значительных затрат. Но наибольших затрат потребует дезактивация опытного поля института.

Поэтому, по инициативе комитета, мероприятия по реабилитации радиационно-загрязненных территорий Троицкого йодного завода и ВНИИ БЗР с объемами финансирования 50 и 30 млн. руб. соответственно были включены в одобренную Указом президента РФ от 15.06.96 г. № 913 и утвержденную Постановлением правительства РФ от 13.06.96 г. № 702 «федеральную   целевую   программу   по   комплексному   социально-экономическому развитию Краснодарского края в 1996-2001 гг.». Однако финансирование в рамках этой программы по указанным мероприятиям не проводилось. Комитет также неоднократно обращался в Минатом РФ (последнее письмо на имя министра Адамова Е.О. от 13.04.2000 г. № 01-20/190) с просьбой включить проблемы йодного завода и ВНИИ БЗР в федеральную целевую программу «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 гг. Но и в этом случае перспектива финансирования весьма проблематична (ответ Минатома от 13.06.2000 г. № 011-2945).

Наличие радиационно-опасного объекта во ВНИИ БЗР, расположенном в черте г.Краснодара, вызывает обоснованную тревогу у населения города, которая поддерживается периодическими, эмоциональными выступлениями СМИ, обращениями к президенту В.В.Путину. В то же время средств края на его ликвидацию явно недостаточно.

      В 2000 г. инспекторским составом проведено 36 800 измерений гамма-фона, в том числе на обследуемых предприятиях. Естественный гамма-фон на  территории края находится в пределах средних многолетних значений и составляет около 10-20 мкР/час. Аналогичные данные получены Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 27 станциях наблюдения (СНЛК). Данные по гамма-фону вводятся в компьютерную базу данных и статистически обрабатываются.

По данным ЦГСЭН, в Краснодарском крае вклад в коллективную дозу облучения населения от различных видов облучения составил:

 - от деятельности предприятий, использующих источники ионизирующего излучения - 2,21 чел.Зв (0,014 %);

 - от естественных (природных) источников - 11670,0 чел.Зв (76,53 %);

- от глобальных выпадений и прошлых радиационных аварий - 158,62 чел.Зв (1,04%);

- от медицинских исследований - 3417,45 чел.Зв (22,412 %).

Наиболее  существенной  причиной  облучения  населения  от естественных источников излучения являются радон-222 и строительные материалы местного производства: кирпич, глина, мрамористые известняки, керамзит.

Производственный  радиационный  контроль  за  производимой продукцией в необходимом объеме осуществляется только на Новорос­сийском цементном заводе.

Радиационных аварий в течение отчетного года, связанных с переоблучением населения и загрязнением окружающей среды, не зарегистри­ровано.

Для повышения эффективности радиационно-экологического контроля и обеспечения радиационной безопасности населения, персонала и окружающей среды необходимо:

- разработать и утвердить на уровне Российской Федерации экономический механизм ответственности природопользователей за радиационное загрязнение окружающей среды;

-  инициировать и поддерживать научно-исследовательские работы в области радиационной экологии и радиационного мониторинга в Краснодар­ском крае, используя имеющийся научный потенциал и лабораторную базу;

- объединить усилия контролирующих органов в области радиа­ционного контроля и радиационной безопасности в части охраны окружающей среды;

- совершенствовать систему радиационного контроля трансграничных грузов;

- добиваться на уровне Правительства Российской Федерации финанси­рования Федеральных целевых программ, в которые включены проблемы радиационной и радиационно-экологической безопасности;

- для подготовки квалифицированных кадров специалистов-экологов включать в учебные программы ВУЗов курсы по радиационной экологии и привлекать к преподавательской работе ведущих ученых и специалистов в области радиационной безопасности и радиационной экологии;

- изыскать средства для финансирования завершения работ по аэро- гамма-спектрометрическому обследованию загрязненности территории края гамма-излучающими радионуклидами.