Государственная экологическая экспертиза, нормирование, лицензирование (департамент Росприроднадзора по ЮФО)

Материалы » Экологический вестник Дона » Государственная экологическая экспертиза. Лицензионный контроль. Нормирование » Государственная экологическая экспертиза, нормирование, лицензирование (департамент Росприроднадзора по ЮФО)


Государственная экологическая экспертиза является одним из наиболее значимых средств обеспечения соблюдения права каждого гражданина на благоприятную экологическую среду. Достигается это посредством предупреждения негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В 2012 г. общее количество поступивших на государственную экологическую экспертизу материалов по Ростовской области составило 14 ед. Принято на экспертизу 10 материалов, утверждены положительные заключения ГЭЭ по 4 объектам, отрицательные заключения - по 5 объектам. По 4 объектам экспертизы отказано в проведении государственной экологической экспертизы в связи с несоответствием их по составу требованиям Федерального Закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в этом случае заказчик в письменной форме уведомлялся о необходимости приведения представленных материалов в соответствие с установленными требованиями), т.к. заказчиком не были представлены в установленный срок (30 дней) необходимые для проведения ГЭЭ материалы и документы, либо не оплачен счет за проведение государственной экологической экспертизы. При проведении ГЭЭ в течение 2012 г. выставлено счетов на сумму 1430 тыс. руб., из них оплачено на конец отчетного периода 1430 тыс. руб.

Одним из основных направлений экологического надзора является нормирование допустимого воздействия на окружающую среду и разрешительная деятельность. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. На территории Ростовской области эти функции выполняет Департамент Росприроднадзора по ЮФО.

На о сновании действующего природоохранного законодательства индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. На настоящий момент лимиты на размещение отходов установлены для 1590 природопользователей.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). За 2012 г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов представили 1742 субъекта малого и среднего предпринимательства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны разрабатывать «Проект нормативов предельно-допустимых выбросов». Специалисты Департамента

Росприроднадзора по Южному федеральному округу рассматривают материалы и готовят к утверждению нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В 2012 г. утверждены нормативы предельно допустимых выбросов для 657 предприятий Ростовской области. Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах установленных нормативов допустимых выбросов (по выданным разрешениям) составляет 139069,7 т/год.

В перечень основных загрязнителей атмосферного воздуха входят объекты теплоэнергетического, металлургического, нефтехимического, строительного комплексов, объекты транспортной инфраструктуры, крупные промышленные предприятия, сельскохозяйственные холдинги - объекты 1-2 категории опасности по уровню загрязнения атмосферного воздуха, вклад которых в общие валовые выбросы в атмосферу составляет порядка 70 %, в том числе: Филиал ОАО «ОГК-2» Новочеркасская ГРЭС, ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электродный завод», МУП «Теплокоммунэнерго», ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» Волгодонское производственное подразделение, ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» Ростовская ТЭЦ-2, ОАО «НЗСП», ОАО «Таганрогский металлургический завод», ОАО «Угольная компания «Алмазная», Филиал ОАО «Донэнерго» - Тепловые сети, ОАО «Экспериментальная ТЭС». Данные предприятия включены в Список объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Ростовской области.

Для объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в атмосферный воздух выдаются Департаментом Росприроднадзора по ЮФО.

На Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу возложены полномочия по согласованию представленных водопользователями предложений по нормативам допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также полномочия по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).

В 2012 г. для 21 водопользователя были согласованы нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, 21 предприятие получило разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). За 2012 г. масса сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов допустимых сбросов (по выданным разрешениям) составила - 121653 тонн, в пределах установленных лимитов на сбросы (по выданным разрешениям) - 17426,7 тонн. В пределах установленных лимитов, после согласования Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу плана мероприятий поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, было выдано разрешение на сброс ОАО ПУ Водоканал г. Ростова-на-Дону сроком на 1 год.

Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства: ОАО ПУ Водоканал г. Ростова-на-Дону, ОАО «Исток» г. Донецка, ОАО «Исток» г. Каменск-Шахтинска, МУП «ВКХ» г. Волгодонска, МУП «Водоканал» г. Семикаракорска, МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска, МП «Азовводоканал» г. Азова, МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога и др.; теплоэнергетического комплекса: Филиал ОАО «ОГК-6» Новочеркасская ГРЭС, Филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ростовская атомная станция», ООО «Шахтинская ГТЭС», ООО «Ростовская угольная компания» Разведочно-эксплуатационная шахта «Быстрянская № 1-2», ОАО «Шахта Восточная» г. Гуково, ОАО «Угольная компания «Алмазная» шахта «Ростовская», шахта «Гуковская», шахта «Алмазная» и др.; крупные промышленные предприятия: ОАО «НЗСП» г. Новочеркасск, ООО «ПК «НЭВЗ» г. Новочеркасск, сельскохозяйственные объекты, филиалы Управления Ростовмелиоводхоз, подающие воду сельскохозяйственным предприятиям на орошение.

В 2012 г. 7 предприятий, намечающие осуществление лицензируемой деятельности, связанной с производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, получили заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений: ООО «Ликеро-водочный завод «Ламос» г. Ростов-на-Дону; ОАО «Миллеровский винзавод» г. Миллерово; ООО «Мариинский спиртзавод» х. Надежевка Тацинский район; ООО «Ростшампанкомбинат» г. Ростов-на-Дону; ОАО «Танаис» х. Апаринский Усть-Донецкий район; ОАО «Цимлянские вина» г. Цимлянск, ОАО «Янтарное» пос. Зеленолугский Мартыновского райна.