Что представляют собой сегодня биоресурсы Каспия?

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Озера России. Экологические проблемы » Что представляют собой сегодня биоресурсы Каспия?


Почему — “или-или”? Ведь известен же мировой опыт в достаточной мере экологически чистых разработок углеводородного сырья. Но подобные случаи в российской практике пока достоверно не известны, зато широко известны случаи прямо противоположные. Специфика же Каспия — закрытого водоема, особенно его мелководной, с глубинами 1—3 метра, северной части такова, что достаточно одного серьезного разлива нефти или токсичных продуктов бурения, чтобы нанести фатальный, последний удар по осетровому стаду и гнездовьям птиц. Точно такой же эффект дадут и незначительные регулярные разливы. И удар этот будет нанесен не по одной лишь природе. Только в Астраханской области около 200 тысяч человек (с учетом членов семей) связаны непосредственно с добычей и переработкой рыбы. Реальное количество наших сограждан, чье благополучие зависит от размеров и качества улова рыбы, гораздо больше. По меньшей мере, наивно думать, что создающиеся на нефтегазопромыслах рабочие места смогут поглотить всю эту массу людей — что же тогда делать оставшимся?

Означает ли это, что мы категорически против разработок нефтегазовых месторождений на Каспии? Вовсе нет. Вопрос в том, где и как разрабатывать. И здесь позиция России, на наш взгляд, должна быть совершенно определенной: добыча углеводородного сырья может вестись только в тех районах и такими методами, которые в принципе (!) исключают ущерб для водных и околоводных видов фауны и флоры. Судя по мировому опыту, это вполне реально.

Находящая сторонников в ряде прикаспийских государств идея разделить Каспий на сектора так, как это сделано в Северном море, где каждое государство имеет “исключительное и суверенное право разрабатывать природные ресурсы и проводить собственную природоохранную политику”, не выдерживает никакой критики. Проведение параллелей между замкнутым южным водоемом — Каспием и открытым Северным морем в любой сфере: разработке ресурсов, торговле, геополитике — по меньшей мере, несостоятельно. К сожалению, российское правительство пока собственную точку зрения на эту проблему не выработало.

Природоохранная политика в акватории Каспия и его бассейне может быть либо единой международной, либо фикцией, фиговым листком, прикрывающим хищническое разграбление наследства наших детей.

Теснейшим образом с эксплуатацией природных ресурсов связана проблема торговли и транспортных связей между прикаспийскими государствами.

Традиционно Россия имела на Каспии самый крупный торговый флот и мощнейший судостроительный и грузоперевалочный комплексы в дельте Волги. Реформенные потрясения выбили из привычной колеи работу этих комплексов, но не разрушили их. И сегодня происходит переориентация судостроения и судоремонта, развития портов и обработки грузов на новые потребности, на этот раз диктуемые рыночной конъюнктурой. Географическое положение Астрахани таково, что через нее пролегают кратчайшие пути между Европой и Азией, причем пути не только водные, но и сухопутные и воздушные. Общепризнанно, что перевозка грузов судами смешанного (“река-море”) плавания дешевле всех других видов транспорта. Работа таможни тоже может быть весьма доходной, но здесь необходимо законодательное уравновешивание интересов федерального центра и приграничных областей. Так, только за 1 полугодие 1995 года астраханская таможня взыскала и перечислила в федеральный бюджет 60 млрд. руб. — эта сумма превышает все затраты, например, на здравоохранение Астраханской области за тот же период. Область же от взысканных таможней сумм не получает ни рубля, наоборот, не однажды оказывала таможне содействие за счет местного бюджета.

Развивающиеся торговые отношения с Ираном и другими прикаспийскими государствами вызвали рост грузопотоков и сделали необходимым строительство нового морского порта, которое ведется в поселке Оля Астраханской области; первый причал уже вступил в эксплуатацию. Параллельно идет развитие портовых сооружений в Иране. Немалую роль в развитии торговли играют установившиеся партнерские отношения между Астраханской областью и иранскими провинциями Гилян и Мазандаран. По предварительным оценкам, грузопоток между Россией и Ираном в 1995 году возрос по уравнению с 1994 годом не менее чем в 5 раз. Мы уверены, что развитие партнерских торговых отношений с Ираном не должно ставиться в угоду внешнеполитической конъюнктуре: Иран — наш сосед, это геополитическая реальность, а с соседями надо сотрудничать.

Необходимость межгосударственного и регионального сотрудничества стран, объединенных (а не разделенных) водным бассейном, и бессмысленность сепаратных попыток справиться с глобальными проблемами нагляднейшим образом сегодня проявляются в попытках противостоять подъему уровня Каспийского моря.

Последствия подъема уровня Каспия, безусловно, порождены неразумным подходом к освоению прилегающих к морю земель. Дело в том, что уровень Каспия циклически меняется — то повышается, то падает — море “дышит”. Эти циклы нередко длятся даже не десятки, а сотни лет. Когда в середине XX века уровень Каспия падал, люди шли за морем, строя долговременные капитальные сооружения на освободившейся от воды земле. Это был подход временщиков, которым нужна сиюминутная выгода.

Перейти на страницу: 1 2 3