Противоречия законодательных актов по отходам

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологические проблемы города Уфа и Республики Башкортостан » Обзор политики Российской Федерации в области регулирования химических веществ » Противоречия законодательных актов по отходам


Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 144 были утверждены Санитарные правила (СП) 2.1.7.1386-83 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

В п. 1.2. СП по определению токсичности отходов указано, что данные правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека.

Согласно п 2.1. СП, отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности (5 класс-малоопасные). Деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности данным документом не урегулирована.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 г. № 511 были утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно Критериям, 5 класс опасности является практически неопасным, степень воздействия данного вида отходов на окружающую природную среду очень низкая, экологическая система практически не нарушена. В п. 4 Критериев указано, что в случае отнесения отхода производителями отходов расчетным методом к 5 классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным

методом. При отсутствии подтверждения 5 класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4 классу опасности. Критерии в установленном порядке отменены не были и являются действующими в настоящее время.

В соответствии с абз.4. п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденного постановлением РФ от 25.09.2000 г. №726, Министерство природных ресурсов РФ является специально уполномоченным государственным органом, в частности, в пределах своей компетенции – в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных).

На основании вышеизложенного, предприятиям при определении класса опасности отходов следует руководствоваться именно указанными Критериями, а не СП, которые противоречат Закону «Об отходах производства и потребления» и Положению о санитарно – эпидемиологическом нормировании.

Постановление правительства РФ от 28.08.92 г. № 632 не предусматривает взимание платы за негативное воздействие прудов -накопителей отходов на подземные водные объекты, поэтому предприятиям, выгодно строительство таких прудов. В Волгограде очистные сооружения в южной части города, на которые поступают сточные воды более чем от 60 абонентов, в том числе и водно-канализационного хозяйства города, работают без утвержденных местным органом самоуправления «Правил сброса». Нормы сброса загрязняющих веществ утверждаются договором между абонентом и очистными сооружениями, и количество попадающих в окружающую среду вредных веществ ставится в зависимость от коммерческих интересов владельца очистных сооружений.

Еще одна проблема, которую следует отметить, это отсутствие в России кадастра химических веществ, то есть информации не только о самом веществе или отходах, но и о том, где оно производится, используется и хранится. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1992 года «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» на 30 сентября 2003 г. в России зарегистрировано 2510 наименований, вновь поступающих в обращение промышленных химических веществ отечественного и зарубежного производства, из которых многие являются токсичными и биологически активными. Стойкие органические загрязнители также зарегистрированы в Российском Регистре потенциально опасных химических и биологических веществ. Эта база данных передана в регионы. Однако регистр особо опасных химических и биологических веществ является скорее энциклопедическим справочником, а не комплексным информационным материалом по химикатам[11].