Экономическая оценка экотуризма

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экология и туризм » Туризм и охраняемые территории » Экономическая оценка экотуризма


Во всем мире туризм превратился в одну из важнейших отраслей национальной экономики. Доходы от туризма неуклонно возрастают, пополняя национальный бюджет. Являясь одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, туризм, по доходности уступает лишь добыче и переработке нефти. Так, в ЮАР экологический туризм находится на втором месте, но поступлению доходов в бюджет после добычи алмазов. На Аляске туризм занимает второе место среди отраслей хозяйства после добычи нефти. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 5% всех налоговых поступлений, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект от функционирования индустрии туризма.По различным оценкам, экотуризм составляет 10–20% от всего рынка мирового туризма и является наиболее динамично развивающейся отраслью. Он служит главным источником доходов для таких стран, как, например, Кения и Коста-Рика, и весьма важным – для ряда других. Большинство государств в последнее время обращают свое пристальное внимание на развитие этой отрасли индустрии отдыха. [20] Печь шведка на 2 этажа печи для дома на два этажа moipechi.ru.

Помимо чисто экономического эффекта, туризм обеспечивает восстановление жизненных сил человека, и рациональное использование им своего свободного времени. Туризм, создавая разнообразие впечатлений, контрастную смену обстановки и видов деятельности, эффективно способствует ослаблению нервного напряжения. Велика роль туризма в развитии личности. Он способствует повышению интеллектуального уровня путешествующих в процессе их участия в культурно-познавательных и обучающих культурных программах.

Следовательно, обладая ощутимыми рекреационными возможностями и способствуя интеллектуализации людей, туризм и в этом направлении обнаруживает экономическую сущность, так как вносит свой вклад в восстановление и укрепление трудового потенциала человека. А это обстоятельство нельзя не рассматривать в качестве условия его более активного и производительного участия в экономической жизни общества. [14]

По единодушной оценке, данной Генеральной Ассамблеей ООН, Экономическим и Социальным Советом ООН и ВТО, «туризм… превратится в ведущую отрасль мировой экономики. Являясь чрезвычайно важным инструментом в деле улучшения экономического и социального положения многих государств, в частности развивающихся, он стал важным фактором развития национальных экономик государств».

Стремительно растет роль международного туризма в мировой экономике. За период после 1980 года мощность мировых туристских потоков возросла на 65%, а доходы – на 174%. Предполагается, что к 2010 году число поездок может возрасти до 960 млн. По данным экспертов ВТО, показатель прироста объема туристских услуг будет составлять в среднем 3,7% в год.

Хотелось бы отметить, что исследований мирового рынка экотуризма немного, и они не охватывают весь этот процесс в глобальном масштабе. Конечно, в рамках ВТО давалась оценка и анализ существующего либо потенциального спроса на природоведческий (природный) туризм и экотуризм некоторых регионов, например, Северной Америки, данные которой затем экстраполируют на другие континенты. Так, цифра, которая часто появляется в специальной литературе, оценивает эту долю в 7% от общего объема визитов, тогда как эксперт Виктория Чижова дает цифру в 20% всего рынка мирового туризма. Вице-министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Казахстана М. Мусатаев заявил, что в мировом масштабе эта отрасль туризма занимает от 40 до 60% среди других видов туризма. По другим данным, прирост числа экотуристов в конце 90-х годов составлял от 10 до 30%. В Германии доля всех экотуров от общего числа проданных турпакетов составляет менее 1%, в США – 3%, Финляндии и Швеции – около 2%, а Франции – более 4%. Между тем, есть направления туризма, где предлагаются смешанные программы (история+экология, археология+культура+треккинг или альпинизм+рыбалка и др.), и доля их продаж достигает 15–23% от общего объема. [2]