Социальный аспект загрязнения автотранспортом

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Влияние автотранспорта на биосферу » Социальный аспект загрязнения автотранспортом


Обеспокоенное экологическими проблемами общество, естественно, позаботилось о подходящем инструментарии, чтобы оценить вред окружающей среде от автомобиля. Сперва появились сложные и громоздкие химические газоанализаторы (они, можно сказать, пришли прямиком из лабораторий химиков), затем - более компактные и точные термохимические (их прямой потомок - лямбда-зонд - сейчас есть едва ли не на каждом европейском автомобиле), теперь вошли в употребление инфракрасные (с ними вы встречаетесь на техосмотре в ГАИ). Для дизелей сконструировали нефелометры (у нас их называют "дымомеры"), измеряющие плотность выхлопа, то есть число несгоревших частичек сажи. Что дальше? Дальше начали отслеживать экологическую обстановку в масштабе крупных городов, видимо, не за горами и общемировые исследования загрязнения воздуха.

Можно отметить определенную закономерность последних двух десятилетий. Едва, казалось бы, инженеры и автопроизводители приблизятся к решению какой-то экологической проблемы - тотчас возникают десятки новых. Удалось справиться с СО? А вот, пожалуйте - СН и NOх. Вопрос решается? А как вам канцерогены, озон, микрочастицы . У кого-то может даже возникнуть мнение, что автомобили становятся все более опасными. Между тем, это неверно: известный специалист Андрэ Дуо, один из руководителей Французского института нефти, заявляет: "Сегодня автомобили загрязняют окружающую среду в 7-10 раз меньше, чем раньше, но ведь прежде не существовало и столь совершенной измерительной аппаратуры".

Проблема состоит еще и в том, что тогда многие вещества вовсе не считались такими вредными, как показывают современные исследования. Вот, скажем, дизель. Пару десятков лет назад его считали чуть ли не эталоном чистоты. Потом обнаружилось, что здоровью вредят частицы сажи размером 10 микрон. Дальше - больше. В системе смазки плунжеров ТНВД традиционно использовали свойства серы, входящей в дизельное топливо. Теперь же на нее накладывают табу: при сгорании такого топлива образуется сернистый ангидрид SO2, другие вредные соединения. Да и с сажей дело оказалось гораздо сложнее, чем виделось сначала: "Ранее полагали, что диаметр микрочастиц составляет 10 микрон, в то время как в действительности они имели размер 1 микрон", - говорит тот же Андрэ Дуо. А это совсем другое дело: такие частицы, не задерживаясь в верхних дыхательных путях, попадают прямиком в легкие и могут вызвать целый букет весьма опасных заболеваний.

Так опасен ли все-таки автомобиль? Специалисты предпочитают использовать в качестве единицы измерения вредного воздействия тех или иных факторов не человеческую жизнь как таковую, а . непрожитые годы. Для примера возьмем французскую статистику: 300 смертей в год, причиной которых стало, как полагают, загрязнение атмосферы, составляют не более 100 непрожитых лет. Кто-то скажет: циничная арифметика. Возможно, но стоит сравнить эти данные с цифрами потерь, вызванных иными причинами: пассивное курение - 10 тысяч лет; самоубийства среди молодежи - 400 тысяч лет; активное курение - 1 миллион лет!