Общественный экологический мониторинг

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Информация о типичных экологических проблемах » Качество воды, воздуха, почвы » Общественный экологический мониторинг


Еще один путь получения информации о качестве окружающей среды — организация собственных наблюдений. Простые визуальные наблюдения за состоянием окружающей среды или источниками воздействия, дополненные применением качественных или полуколичественных методов, могут быть одним из первых шагов информационного поиска. В некоторых случаях даже такие наблюдения могут дать необходимую информацию. В других случаях, проведя с помощью этих методов рекогносцировку, например определив время и место сбросов предприятия-загрязнителя, можно пригласить представителей государственных органов, уполномоченных проводить соответствующие измерения.

Что касается методов более точных, то они требуют наличия специального оборудования и реактивов, квалификации сотрудников, более тщательного подхода к планированию и организации измерений. Поэтому к ним, как правило, имеет смысл прибегать, когда исчерпаны другие возможности получения необходимых сведений — нужной информации нет ни в публикациях, ни в распоряжении государственных организаций, или же возникли трудности с доступом к ней.

В качестве примера области, в которой общественный экологический мониторинг может быть особенно эффективным, можно назвать наблюдение за состоянием малых рек, ручьев, источников. Дело здесь не только в том, что эти объекты, как правило, не попадают в сферу внимания государственных органов. Во многих случаях местное население может реально способствовать улучшению их состояния, добиваясь принятия мер на основе собранной информации или участвуя в каких-либо мероприятиях.

Если вы предполагаете добиваться принятия административных решений на основе результатов собственных наблюдений, целесообразно использовать стандартизованное и поверенное оборудование, а также стандартные методы измерений. Результаты применения других методов, столь же научно состоятельных, скорее всего, будут иметь в глазах властей гораздо меньшую значимость. Однако соблюдение всех названных условий может оказаться затруднительным*, кроме того, даже оно не дает стопроцентной гарантии того, что результаты будут приняты административными органами во внимание. Как правило, для этих органов более весомы данные, полученные государственными организациями. Поэтому важным направлением работы организаций, которые систематически занимаются общественным мониторингом, является налаживание сотрудничества с соответствующими государственными органами (аналитическими инспекциями Госкомэкологии, органами Госсанэпиднадзора), а также научными учреждениями, которые располагают лабораториями и средствами измерений.

Отметим еще, что возможность самостоятельного получения информации о состоянии окружающей среды, наличие “независимого информационного канала” существенно повышают авторитет общественных организаций в глазах государственных органов. При этом возрастает и вероятность получения от них необходимой информации. Рекомендации по самостоятельному планированию и осуществлению наблюдений, более подробное обсуждение тем, лишь затронутых здесь, вы сможете найти в уже упоминавшейся книге “Как организовать общественный экологический мониторинг”.