Документированная информация о намечаемой деятельности

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Информация о типичных экологических проблемах » Информация о намечаемой деятельности » Документированная информация о намечаемой деятельности


Необходимое условие получения информации о намечаемой деятельности — выяснить, в каких именно документах содержатся нужные сведения о деятельности и ее воздействии на окружающую среду. Важно также определить, какие из этих документов могут быть предоставлены общественности официально и где эти документы могут быть получены.

Из числа документов, которые готовятся до момента принятия окончательного решения о реализации намечаемой деятельности, общественности могут быть в той или иной мере доступны следующие:

· декларация о намерениях;

· обоснование инвестиций (иногда называемое “ТЭО инвестиций”);

· технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);

· документация, отражающая согласования намечаемой деятельности органами надзора и контроля;

· заключение государственной экологической экспертизы.

Три первых документа отражают характеристики намечаемой деятельности, проектные решения и т.п. Подготовка этих документов является ответственностью заказчика. Их последовательность отражает этапы принятия проектных решений, их постепенной детализации.

Декларация о намерениях

59]. Хотя декларация содержит лишь сведения самого общего характера, в предлагаемой форме содержатся, например, разделы о возможных воздействиях намечаемой деятельности на окружающую среду, сточных водах, отходах и обращении с ними. Сама по себе декларация не требует какого-либо согласования или утверждения. Смысл ее подготовки состоит в том, что на основе этого документа начинается официальный диалог по поводу намечаемой деятельности между заказчиком и органами власти, а также органами контроля и надзора.

Действующая нормативная база не содержит специальных гарантий доступа общественности к декларации. Тем не менее, сам характер этого документа, достаточно общего и предназначенного для обсуждения намечаемой деятельности с широким кругом лиц, не подразумевает наличия в нем конфиденциальной информации.

Авторам неизвестны прецеденты, когда региональная или местная администрация отказала бы общественности в доступе к декларации, имевшейся в наличии (на практике во многих случаях заказчик не подает декларацию). Проблему, однако, представляет отсутствие механизма распространения информации о подаче деклараций, — публикация сведений об этом не является обязанностью ни заказчика, ни административных органов. В результате удачный момент для открытого обсуждения основных характеристик намечаемой деятельности оказывается упущен, что создает предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в дальнейшем. Отметим, что создание такого механизма на местном уровне могло бы стать предметом для обсуждения общественными организациями с соответствующими органами власти.

Обоснование инвестиций и технико-экономическое обоснование

Содержание обоснования инвестиций (ТЭО инвестиций) определяется упомянутым документом СП 11-101-95, а технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства — документом СНиП 11-01-95. ТЭО разрабатывается на основе принципиальных решений, отраженных в обосновании инвестиций. Предполагается, что именно на основе материалов обоснований инвестиций органы исполнительной власти оформляют Акт выбора земельного участка. Оба документа содержат разделы, связанные с воздействием намечаемой деятельности на окружающую среду. Это “Оценка воздействия на окружающую среду” для обоснования инвестиций и “Охрана окружающей среды” для ТЭО. Требования к содержанию этих разделов определяются отдельным документом — “Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности”. Отметим, что на практике во многих случаях обоснование инвестиций как отдельный документ не готовится. При этом в состав ТЭО могут входить оба названных раздела.

Вообще говоря, и обоснование инвестиций, и ТЭО могут быть объектом государственной и, соответственно, общественной экологической экспертизы (с учетом оговорок, сделанных в статье 24 Закона “Об экологической экспертизе”, о чем сказано ниже). В соответствии с действующим законодательством, предоставление этой документации на общественную экологическую экспертизу является обязанностью заказчика (хотя известны отдельные прецеденты получения ТЭО в государственных природоохранных органах). Ниже рассмотрены возможные действия общественности при отказе заказчика предоставить эти документы.

Перейти на страницу: 1 2