Эколого-экономические взаимосвязи в природе

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Оценка экологической ситуации в регионе (городе) » Эколого-экономические взаимосвязи в природе


Кроме прямого воздействия загрязнителей на природу, существуют косвенные, например сокращение снабжения пищевыми продуктами, когда загрязнитель убивает растения или животный мир, вызывает у них заболевания, и продукты становятся непригодными к употреблению, и др.

Резко увеличивающиеся объемы потребления органического и неорганического топлива, водных и земельных ресурсов в нашей стране поставили перед современной наукой и техникой ряд чрезвычайно острых проблем, от решения которых зависят темпы дальнейшего развития экономики страны: экономное и рациональное использование топлива, охрана окружающей среды от агрессивных примесей, образующихся при сжигании топлива основных производств. Эти проблемы, будучи тесно связанными, могут быть успешно решены совместными усилиями многих отраслевых, академических и учебных институтов, организаций и предприятий в условиях, исключающих узковедомственный подход к их решению [2.c. 208].

http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/rep/rep2002/t1-1/geo/ris221.gifТулохонов А.К. [6.c. 71] с соавторами в рамках разработки концепции устойчивого развития стратегического региона предложил систему критериев (рис. 1) анализа эколого-социально-экономического состояния территории.

Рис. 1.Интегрированная система показателей критериев анализа эколого-социально-экономического состояния стратегического региона.

Одним из мало изученных вопросов является выбор региональных проблем исследования, требующих программного решения. Необходимо учитывать, что при совершенствовании исследований в предпрогнозном периоде значение программно-целевых методов будет возрастать. Особенно это относится к методам применения экономико-экологических решений в процессе формирования и развития промышленных городов. Полный учет экономико-экологических закономерностей развития и формирования промышленных городов должен учитывать основные методологические положения комплексной целевой программы [5.c. 195]:

Данная методологическая схема принятия и выполнения экономико-экологических решений может иметь следующую структуру:

1 этап. Определение конечных и промежуточных конструктивных целей экономико-экологического развития и формирования промышленных городов.

2 этап. Выявление и анализ современных и будущих проблем развития и формирования промышленных городов с позиций выбранной цели и прогнозов социально-экономической и экологической ситуации.

3 этап. Формирование основных альтернатив и их социально-экономическая и экологическая оценка.

4.этап. Выбор наилучшей альтернативы экономико-экологического развития и формирования промышленного города.

5 этап. Детализация выбранной альтернативы и определение комплексных мероприятий по ее реализации.

6 этап. Реализация намеченных экономико-экологических решений.

7 этап. Оценка эффективности реализации и корректировки экономико-экологических решений по формированию и развитию промышленных городов.

Приведенная схема содержит агрегированную операционную информационно-методическую характеристику процесса принятия решений экономико-экологического развития и формирования промышленных городов. Следовательно, разработку принимаемых и решений можно выполнять на базе разрабатываемых прогнозов, которые можно осуществлять с выделением трех этапов:

· Локальная оценка влияния на развитие и формирование промышленных городов социальных, экологических и экономических факторов;

· Комплексная оценка территории с позиции формирования промышленных центров и их взаимосвязь с окружающей природной средой;

· Анализ и оценка основных вариантов развития и формирования промышленных городов на перспективу [4.c. 12].

В настоящее время делаются попытки осуществить некоторые природоохранные и ресурсосберегающие меры, которые должны сопровождаться существенными изменениями в народнохозяйственном комплексе, возрастанием в нем роли природной составляющей. Уже наблюдаются некоторые новые моменты в содержании задач повышения эколого-экономической эффективности, создаются методологический и методический инструментарий хозрасчетных отношений. Однако это только первые попытки совершенствования хозяйственного механизма в промышленности, сельском хозяйстве и в непроизводственной сфере при решении задач рационального природопользования. Реальная обстановка экологии в народном хозяйстве предопределяет необходимость выбора основополагающих взаимосвязанных теоретических, методологических и методических разработок и практических рекомендаций планирования и управления природопользованием, которые являются составной частью общих научных основ народнохозяйственного экономического и социального плана страны, региона или республики [7.c. 10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших проблем экономической жизни России в настоящий период становится проблема выработки действенной региональной промышленной политики, основанной на новых научных подходах, соответствующих не только современным реалиям, но и перспективам общественного развития. Эти перспективы связаны, прежде всего, с формированием новой цивилизационной модели, с необходимостью всеобщего перехода на модель устойчивого развития. Такой переход потребует кардинального изменения парадигмы общественного прогресса, радикально нового характера действий не только в экономической, научно-технической, но в социальной, экологической и других областях человеческой деятельности. В частности, экономическая стратегия регионального промышленного развития должна иметь в своей основе видение окружающей среды не только как ресурса развития, но и как источника благоприятных экологических условий. В этих условиях повышается значимость сбалансированной региональной промышленной политики, оптимального сочетания интересов центра и регионов, субъектов Федерации и муниципальных образований, прежде всего, крупных промышленных центров (городов), находящихся в различных природно-климатических и социально-экономических условиях. Особо актуальной становится проблема научной оценки инновационных процессов развития крупных промышленных центров, формирования новой системы управления, выявления внутренних источников развития этих основных структурных подразделений территории.

Перейти на страницу: 1 2 3