Кривая производственных возможностей, экономический выбор, альтернативные издержки

Материалы » Шпаргалки по экономике природопользования » Кривая производственных возможностей, экономический выбор, альтернативные издержки


Экономический выбор.Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора (economic choice) - выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, то есть как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывет наилучшие варианты решения возникших проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства (economizing): все общество как бы участвует в игре со строго определенными и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж. При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает _homo economicus” - разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт (”человек-компьютер”). Его целью является достижение максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно нереальна, так как существующая статистика слишком неточна, методы анализа довольно грубы, а информация о реальной деятельности хозяйствующих субъектов весьма ограничена. Тем не менее теория оптимизации служит своеобразным руководством к рациональной деятельности. В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель - удовлетворения своих потребностей, фирма - прибыли, профсоюз - доходов его членов, государство - уровня народного благосостояния или согласно теории общественного выбора, престижа политиков.

Альтернативные издержки.В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками (opportunity costs), издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками.

Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом 100 тысяч рублей, самолетом - 250 тысяч рублей. В путешествие отправляются трое: Абрамов, Борисов и Венгеров. Часовая ставка оплаты труда Абрамова - 20 тыс. рублей в час, у Борисова - 30 тыс., у Венгерова - 50 тыс. Каким видом транспорта поедут эти люди? 100 тыс. рублей в данном случае - неизбежные затраты: какой бы из имеющихся в наличии транспорт не выбирать, меньше затратить не удастся. Поэтому дополнительными (предельными) затратами являются 250-100=150 тыс. рублей. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные) потери равны 8-3=5 часам. Предметом анализа является сопоставление этих 150 тысяч рублей и 5 часов времени. Абрамов за эти 5 часов заработает лишь 100 тысяч, его альтернативные издержки (100 тысяч) меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабилетов (150 тысяч). Следовательно для него рациональнее (выгоднее) поехать поездом. Часовая ставка Борисова - 30 тысяч. В результате полета самолетом он сэкономит 5 часов, за которые может заработать 150 тысяч рублей. Следовательно экономия времени дает возможность вернуть затраченную на авиабилет сумму. Поэтому ему, с точки зрения рационального поведения, все равно ехать ли поездом и потерять 5 часов времени или лететь самолетом и "отработать” перерасход ресурсов.

Что же касается Венгерова то очевидно, что для него, как говорил Б. Фраклин, "время - деньги”, так как за 5 часов он сможет заработать 250 тыс. рублей, что значительно больше дополнительных затрат на авиабилет. Итак, с точки зрения рационального поведения; Абрамов поедет поездом, Венгеров полетит самолетом, а Борисову все равно. Этот простейший случай дает прекрасный пример принятия экономических решений: Они принимаются когда дополнительные (предельные) выгоды не меньше дополнительных (предельных) издержек:

MB > MС,

где MB - marginal benefit - предельные выгоды.

MС - marginal cost - предельные издержки.

Перейти на страницу: 1 2