Спрос: ценовые и неценовые факторы спроса.

Материалы » Шпаргалки по экономике природопользования » Спрос: ценовые и неценовые факторы спроса.


Изменение цены (от Ро до Р1) приводило только к перемещению из одной точки (т.А) в другую (т.В) вдоль данной кривой спроса, т.е. изменялась величина (объем) спроса ( сQо до Q1) (рис.10.2 а).

Когда же на спрос начинают воздействовать другие неценовые факторы, то мы говорим об изменении спроса и смещении всей кривой спроса (D) вправо ( в положение D1) или влево (в положение D2) (рис. 10.2 б).

Рассмотрим влияние на спрос неценовых факторов

.

I. Цены на другие товары.

Увеличение или уменьшение спроса зависит от характера сопряженных товаров:

а) взаимозаменяемые товары, или субституты: увеличение цены одного приводит к возрастанию спроса на другой. Например, при росте цены на сливочное масло увеличивается потребление подсолнечного масла. Вся кривая спроса на подсолнечное масло сдвигается вправо, т.е. спрос на него растет, и при тех же ценах покупать подсолнечного масла будут больше

б) взаимодополняющие товары, или комплементарные блага. Спрос на них предъявляется одновременно: видеокамеры — видеокассеты, бензин — моторное масло и т.д. Увеличение цены на один приводит к снижению спроса на другой;

в) независимые, самостоятельные товары (сливочное масло и автомобиль): изменение цены одного товара очень незначительно или совсем не влияет на спрос на другой.

2. Доходы потребителей.

Воздействие доходов на спрос дифференцированно в зависимости от характера приобретаемых товаров и услуг (товары и услуги принято называть благами)

а) если при росте дохода потребителей спрос на товар, падает (кривая спроса сдвигается влево),, то такой товар называют товаром низшей категории качества (хлеб, картофель, капуста, маргарин и т.д.). При уменьшении дохода спрос на такие товары увеличивается (кривая спроса сдвигается вправо). Ярким подтверждением роста спроса на товары “низшей категории качества” при падении доходов населения является увеличение потребления в последние годы в России хлеба и хлебобулочных изделий.

б) если при росте дохода потребление блага растет, то его относят к благам высшей категории качества, или нормальным благам (кривая спроса сдвинется вправо).Среди них можно выделить: товары первой необходимости, потребление которых с ростом дохода возрастает незначительно (например, экологически чистые продукты питания) и товары роскоши, потребление которых растет в большей степени, чем растет доход (например, обед в ресторане, покупка украшений и т.п.). При этом товар, являющийся товаром роскоши для одного человека может выступать в качестве товара первой необходимости для другого (это зависит от уровня их доходов и предпочтений).

3. Потребительские ожидания.

Ожидания потребителей относительно: будущих цен на товары, их наличия (возможность возникновения дефицита), будущего дохода, неблагоприятных климатических условий, новых законов способны оказать то или иное воздействие на спрос. Например, ожидание увеличения темпов инфляции может привести к резкому возрастанию текущего спроса на многие товары,особенно первой необходимости (кривая спроса смещается вправо).

4. Вкусы и предпочтения потребителя.

На вкусы и предпочтения потребителя существенное влияние оказывают реклама, мода, новизна товара, климат, сезон, полезность его для здоровья и т.д. Например, зимой спрос на теплую обувь существенно возрастает. Под влиянием рекламы спрос на различные товары может значительно вырасти ( удачная реклама жевательной резинки, способной противостоять кариесу и отбеливать зубы приводит к значительному увеличению объема ее продаж - кривая спроса сместится вправо).

5.

Накопленное имущество

Увеличение накопленного имущества (или его потеря) на потребление различных групп товаров воздействует по-разному: чем большим богатством обладает человек, тем больше он склонен увеличивать текущее потребление или предъявлять спрос, на товары роскоши и т.д. Уменьшение богатства, например, в результате стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и т.д.)может привести к сокращению потребления текущих благ и увеличению спроса на те товары, которые были утрачены.

Перейти на страницу: 1 2 3