Экология как наука, ее становление и развитие

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологическое воспитание » Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания » Экология как наука, ее становление и развитие


Быстро развивалась экология в 20-30 годы XX века, когда были сформированы основные задачи изучения популяций и сообществ (Ч. Элтон) , предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий (В. Вольтерра) , проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе) . В гидробиологии началось в это время количественное изучение превращения вещества и энергии живыми организмами, причем водоемы трактовались как целостные системы.

В 1926 году В. И. Вернадский разработал учение о биосфере.

Совокупность живых организмов в биосфере он назвал "живым веществом". Согласно учению Вернадского, живое вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот. В современной экологии понятие о биосфере является одним из основополагающих. В последствии Вернадский разрабатывает понятие о том, что биосфера под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние - ноосферу - сферу разума.

Представление о комплексах организмов, взаимосвязанных между собой и с окружающей неживой средой нашло свое отражение и в появлении таких понятий как "экосистема" (А. Тексли, 1935 год) и "биогеоценоз" (В. Н. Сукачев, 1940 год) . К 50 годам формируется общая экология. Основное внимание исследователей переносится на изучение взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем. Развивается физиологическая и эволюционная экология (С. С. Шварц) . В 70-е годы ХХ века формируется экология человека или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Все большее распространение в экологии получают количественные методы исследования, чаще используются эксперименты (не только лабораторные, но и в природе) и математические модели.

Во второй половине XX, века в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (так называемых "экологический кризис") , резко возрастает практическое значение экологии, необходимость проведения природоохранительных мероприятий, происходит "экологизация" многих естественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходим при решении производственных, научно-технических, демографических и других задач.

Что же изучает экология сегодня?

На сегодняшний день экология изучает следующие факторы взаимодействия организмов со средой обитания.

1. Абиотические факторы, наиболее благоприятные для организмов. К абиотическим факторам относятся: а) климатические условия - географическая широта, положение континентов, макроклимат, микроклимат, температура (высчитывают минимальную и максимальную температуры, при которой могут существовать организмы) , относительная влажность воздуха, свет; б) эдафический фактор - совокупность физических и химических свойств почвы, способных оказывать экологическое воздействие на живые организмы, учитывают структуру почвы и ее состав; в) факторы водной среды - физические и химические свойства воды.

Перейти на страницу: 1 2 3 4