Разработка А. А. Плешаковым новых программ и новых учебников природоведения усиленной экологической направленности

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологическое воспитание » Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках природоведения » Разработка А. А. Плешаковым новых программ и новых учебников природоведения усиленной экологической направленности


Проведение подобных дел благотворно сказывается на повышении экологической воспитанности младших школьников.

Работа была продолжена на уроках природоведения, так как это предмет наиболее приближен к природе и он позволяет раскрыть взаимосвязь живых существ, существование экосистем и многое другое. Во время педагогической практики во 2"Б" классе было проведено два урока природоведения (I формирующий эксперимент) . Далее приводятся их темы.

1. Летние и осенние явления в природе.

Знания полученные учащимися на уроке: а) установление взаимосвязи между временами года и осадками; б) как влияют осенние и летние явления на жизнь птиц и животных; в) что можно сделать осенью по охране природы.

2. Птицы зимой.

Знания: а) установление взаимосвязи между перелетом птиц и их способом питания; б) что можно делать по охране птиц зимой (знакомство с личными видами кормушек) .

Эти экологические знания были проверены при помощи фронтального опроса. На вопрос о том, в какое время года какие осадки выпадают, все дети дали правильный ответ. Мероприятия по охране природы осенью дети усвоили хуже. Поэтому им их пришлось напомнить. Взаимосвязь перелета птиц со способом питания дети тоже усвоили хорошо. Многие рассказывали что дома попробовали сделать кормушки. Выяснилось, что дети неплохо усваивают знания с экологической направленностью, поэтому данная работа была продолжена и в следующем учебном году.

В декабре 1992-1993 учебного года было проведено анкетирование в тех же классах, но с другим количеством учащихся с целью выявления усвоенности экологических знаний из пройденных тем (второй констатирующий эксперимент) . Для этого была составлена анкета, в которой наравне с экологическими знаниями проверялись и знания по предмету.

Далее приведены ответы на вопросы анкеты учащихся экспериментального 3"Б" класса (21 человек) .

Вопросы

Ответы

1. Кладовыми пресной воды служат подземные воды. Благодаря какому явлению природы пополняются запасы подземных вод?

2. Отгадай загадку:

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом в самый зной

Ледяной поит водой.

Что это? Откуда берется явление, описанное в загадке?

3. Почему после вырубки деревьев по берегам реки, река становится беззащитной и начинает мелеть?

4. Определите название полезного ископаемого по его свойствам: твердый, хрупкий, черного цвета, состоит из остатков растений, тяжелее воды, ярко горит. Влияет ли добыча этого полезного ископаемого на природу? Как влияет?

5. Что надо делать, чтобы сохранять водоемы в чистоте?

1. Дождь, снег (3 человека) .

2. Ручей, дождь (2 человека) .

3. Половодье (3 человека) .

4. Круговорот (1 человек) .

5. Дождь (5 человек) .

6. Нет ответа (7 человек) .

1. Родник, ключ, из-под земли (13 человек) .

2. Ручей, из земли (3 человека) .

3. Источник, из земли (1 человек) .

4. Ключ, из тучи (1 человек) .

5. Лед, из лужи (1 человек) .

6. Лед, из морозильника (1 человек) .

7. Нет ответа (1 человек) .

1. Вода входит в почву (2 человека) .

2. Из-за деревьев (2 человека) .

3. Корни всасывают воду (9 человек) .

4. Деревья укрепляют берега (2 человека) .

5. На реку попадает много пыли (2 человека) .

6. Вода уходит из берега (1 человек) .

7. Деревья сохраняют воду от солнца (1 человек) .

8. Нет ответа (1 человек) .

1. Торф, да (8 человек) .

2. Торф, нет (5 человек) .

3. Торф, да, удобряют им поля (1 человек) .

4. Торф, да, загрязняет воздух (4 человека) .

5. Торф, да, им кормят животных (1 человек) .

6. Каменный уголь, да (1 человек) .

7. Каменный уголь, нет (1 человек) .

1. Очищать (5 человек) .

2. Очищать, не загрязнять (10 человек) .

3. Очищать, не бросать отходы, сучья, камни, консервные банки, стекло (3 человека) .

4. Не загрязнять (1 человек) .

5. Не забрасывать ядохимикаты, выбросы промышленных предприятий, мусор (1 человек) .

6. Охранять (1 человек) .

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9