Разумность человечества - старый добрый миф

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Разумность человечества - старый добрый миф


Перестройка подобного рода происходит очень непросто. Меняются стереотипы как общественного, так и индивидуального сознания. Стереотипы общественного сознания служат критериями оценки деятельности фигур власти, политиков, которые тем более успешны в своей карьере, чем лучше они отвечают ментальности общества. В то же время изменяется и индивидуальное сознание, приводя (редуцируя) к уровню нравственного императива новые "вводные", поступающие из участия индивида в общественной жизни. Однако именно в этой редукции заключена самая большая сложность. Если политики достаточно легко подстраиваются под общественные ожидания, то сказать, что нравственный императив легко подстраивается под ожидания политиков - нельзя. Таким образом, всегда имеет место процесс взаимодействия общественного сознания, приводящего к власти политиков, и индивидуального сознания, редуцирующих их (политиков) деятельность к уровню нравственного императива. В этом смысле процесс общественного развития направляется самой природой человека, человеческой определенностью в понятиях добра и зла. И именно в этом смысле история постоянно повторяется, поскольку такова природа человека.

Середина XX века принесла ядерное сдерживание. Формирование ядерного паритета усилило в мировом масштабе военное сдерживание - один из древнейших видов сдерживания. Вся история человечества состоит в смене периодов мира и периодов войн, что можно интерпретировать как смену периодов ментального сдерживания периодами сдерживания физического. Эта периодичность, видимо, - одна из основных черт работы механизма сдерживания в человеческом обществе. Она присуща не только военному сдерживанию, но и экономическому (циклы Кондратьева), и властному (смена власти либеральной властью репрессивной), и законодательному (от стройности Римского права до анархического беззакония), и религиозному (от полной терпимости до ортодоксальности).

Таким образом, существует нечто, касающееся совместной деятельности людей, не укладывающееся в рамки простых представлений о желании каждого индивида выжить. В совместном существовании людей есть очень большая неопределенность, связанная с тем, что простое суммирование стремлений к удовлетворению материальных потребностей не только не является общественной жизнью в ее общепринятом смысле, но может вступить в прямое противоречие и с самой жизнью человеческого вида на Земле.

Именно поэтому можно утверждать, что человеческое общество является той надбиосферной, искусственной средой, в которой существует человек. В этом смысле общество пребывает в отрыве от существования биосферы. Но так или иначе, имеется целый ряд условий, которые должны выполняться одновременно, поскольку человек существует одновременно и в биологическом, и в общественном мире.

Рассмотрение устойчивости этого совместного существования представляет собой новую задачу, в которой наряду с устойчивостью общества должна решаться задача устойчивости биосферы. Такая постановка вопроса приводит к формулировке совместной задачи, решением которой служат условия устойчивости объединенной системы.

Вопрос о разумности человечества приходит, таким образом, к некоторой грани, с одной стороны которой находится математическая модель развития, а с другой - реальная возможность выбора варианта решения, т.е. ставится вопрос о возможности сознательного выбора обществом того или иного канала своего развития.

Это предположение представляется не более обоснованным, чем то, что биосфера сознательно пришла к фазе осознания самой себя через разум. Если общественное устройство есть форма, в которой единственно может поддерживаться сегодня человеческий разум, то можно ли говорить о том, что сама эта форма может быть сознательно трансформирована для улучшения условий совместимости с биосферой? Альтернативой такому привнесению сознательного начала в объективный мир является рассмотрение самоподдерживающихся процессов, обладающих способностью к эволюции, т.е. содержащих в себе возможность трансформации и поступательного (с положительным отбором) развития.

Байка о бароне Мюнхгаузене, вытаскивающем самого себя за волосы из болота, как нельзя более соответствует всей истории духовного роста человечества, вытаскивающего самого себя из трясины биологической зависимости, инстинктов и животных страхов. Может ли человек, оставаясь внутри общества, подняться выше и увидеть все несовершенство общественного устройства? Да! Ведь у него уже есть опыт подобного "подъема" из биотического сообщества, членом которого он был, сидя на ветке в первобытном лесу. Но нельзя забывать, что для этого ему потребовалось не больше и не меньше как создать искусственную среду, а именно - общество, мир человека, в который он и переселился своим человеческим началом, оставаясь биологическим телом, которое он должен ублажать - кормить, поить и давать дышать (желательно чистым воздухом). Именно поэтому стремление гармонизировать свое существование и более того - стремление вписаться в гармонию бытия невозможно без определенного компромисса натуральной и духовной природы человека.

Перейти на страницу: 1 2 3 4