Альянс экологии и менеджмента

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Альянс экологии и менеджмента


* * *

Менеджмент экологизированный— вариант классического менеджмента, управление объектом экономики путем приспособления всех производственных функций, факторов и инфраструктуры производства к требованиям экологической безопасности (программа-минимум в сфере решения экологических проблем с учетом требований национальных и международных нормативно-правовых актов в сфере ресурсосбережения и рационального природопользования).

Его основные принципы: разработка экологической политики с учетом особенностей уже имеющейся технологии; принятие экологически ориентированных решений; организация контроля за всеми этапами технологического процесса и мониторинг состояния окружающей природной среды в районе расположения объекта.

Его первоочередные задачи: экономия сырья и энергии; минимизация отходов и загрязнений; обеспечение безопасных условий труда персонала; оценка степени экологического риска и последующего финансирования затрат для создания «зеленого» имиджа компании и повышения экологической ответственности работников; информирование общественности и населения о характере производственной деятельности и состоянии окружающей природной среды в районе размещения производства.

Очевидно, что степень экологизированности может варьировать в широких пределах: от незначительных усилий по сокращению отходов и снижению энергозатрат до «управления продукцией», связанного с полным циклом существования продукта. Корпорации США, например, за последние 20 лет затратили 850 млрд долл. на ликвидацию последствий загрязнения среды. Баланс между бизнесом и экологической ответственностью сместился в сторону последней: предприниматели начали постигать, что «предупреждение болезни стоит дешевле, чем ее лечение». Некоторые деятели охраны окружающей среды сравнивают предупреждение ее загрязнения спрограммами повышения благосостояния, заявляя, что предлагаемые меры не только морально и этически правильны, но и оказывают благоприятное воздействие на экономику.

На смену инициативам менеджмента «без роста», выдвигавшимся в 1970-х годах, пришли призывы к «предусмотрительному (с заботой о будущем) развитию», при котором экономический рост измеряется уже не только в понятиях количества, но и качества. Любые расходы на солидные экологические программы стали восприниматься как вложения в благосостояние мира в целом.

* * *

менеджмент экологический — управление, заблаговременно предусматривающее формирование экологически безопасного производственно-территориального комплекса и обеспечивающее оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями на протяжении всего жизненного цикла как самого этого комплекса, так и производимой им продукции (программа-максимум или ориентир успешного элиминирования влияния рисковых природных и антропогенных ситуаций на благо всему человечеству).

Его основные принципы: опора на экономическое мотивирование; своевременное решение проблем; ответственность за экологические последствия, возникающие в результате принятия управленческих решений любого уровня; приоритетность решения экологических проблем.

Его основные задачи: налаживание экологически безопасных производственных процессов; обеспечение экологической совместимости всех производств компании; достижение оптимальных эколого-экономических соотношений (максимум результата при минимальном ущербе для окружающей среды); предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления или утилизации выпускаемой продукции; превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности; обновление продукции исходя из социальной ответственности перед потребителями и создание «зеленого» имиджа в глазах общественности; стимулирование природоохранных инициатив, снижающих издержки или способствующих росту доходов.

Всевозрастающее число компаний Западной Европы, Японии и Америки приходят к выводу, что, с точки зрения здравого смысла, при разработке корпоративной стратегии необходимо одновременно учитывать интересы как людей, так и планеты, выгоду потребителей, сотрудников и поставщиков, а также нужды иных заинтересованных сторон. Комплексные исследования и анализ экологической и социальной ответственности компаний предлагает Совет по экономическим приоритетам, располагающий текущими данными по 700 компаниям и выпускающий журнал «Shopping For A Better World» («За покупкой для лучшего мира»). Более того, сегодня имеется множество доказательств положительного соотношения социальной ответственности с итогами финансовой деятельности. В США в пользу этого утверждения свидетельствует рост стоимости обыкновенных акций 400 компаний, которые с 1990 г. проходят с положительными результатами социальную и экологическую экспертизу, так называемый социальный индекс Домини–400 (DSI). Эти компании лидируют по таким показателям, как рост продаж, балансовая стоимость, окупаемость капиталовложений и доходы.

Перейти на страницу: 1 2 3