Единство человека с природой

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Единство человека с природой


К: Так значит, Космос еще просто и не состоялся? Он еще где-то впереди? Быть такого не может. А что же мы имеем сейчас - строительный материал для будущего Космоса? По-вашему, мы пребываем в иллюзиях, да еще и лишены надежды. Но мы многое можем уже

сейчас, и это не иллюзии - на это мы делаем основную ставку. Ваши рассуждения примем к сведению, но не будем спешить соглашаться - еще не все испытано из того, что нам доступно.

П: Не все у Вас до конца продумано, но согласен с тем, что человеку многое дано уже сейчас, и в этом залог того, что дано будет еще больше. Есть высший замысел преображения мира. И с его осуществлением связана космическая миссия человека - своим трудом, творчеством и духовным усилием содействовать преображению мира. Мы настаиваем: человек должен быть личностно зрелым, чтобы исполнять свою миссию. Мы солидарны с Новалисом, Шеллингом и С. Булгаковым, которые говорили: "Человек - Мессия природы".

К: Ну а как тогда с "проклятием земли"?

П: Е. Трубецкой писал, что христианство сняло проклятие с земли. Нынешнее состояние мира - переходное: жизнь мира - это "стенание и мучение" твари (Рим. 8:22), ее "родовые муки", но в мире созревает все, что войдет в метаисторию, где раскроется, если говорить по-библейски, "слава" всего существующего, высшая красота и величие Космоса, предзнаменуемые в нынешней красоте мира. В старом рождается новое. От человека многое зависит, от личностно зрелого человека. Мы глубоко убеждены, что именно личность способна войти в глубокие внутренние отношения с Космосом. Я убежден, что Космос невозможно понять без Иисуса Христа. Иисус - космичен в высшем смысле этого слова. И поэтому Франциск полюбил природу, как никто другой. Присутствием Христа пронизан весь мир, Его царственная роль в Космосе после Воскресения несомненна, и всякий, кто от всего сердца полюбит Иисуса, примет с любовью весь мир. Благодаря Иисусу Космос обретает личностное измерение. Тейяр де Шарден это понимал.

К: Космос - это для нас иерархия. Присутствие Иисуса в Космосе для нас проблематично - мы его не чувствуем и нас к нему не зовут голоса иерархий. Но Первоисток всего сущего сверхличен. Вы абсолютизируете личность, космизируете ее, сами преклоняетесь перед ней, упрекая, что мы преклоняемся перед Космосом. Личность - но в меру.

П: Но мера - безмерна, мера - не от Космоса: личность это "образ и подобие Божие". Здесь уместно благоговение, как уместно оно, когда видишь в красоте Космоса явление мудрости Создателя. Когда сам - личность, понимаешь, что и Высшее бытие - тоже Личность. М. Бубер увидел, что в глубинах бытия лежат "Я-Ты" отношения. В них - подлинная свобода и любовь - утверждение бытия Другого. Ваша отчужденность от Иисуса многое закрывает для Вас в Космосе. Можете считать себя безупречными космистами, но Вы делаете себя внутренне чуждыми Космосу, если угашаете в себе духовно-личностное начало. Вы говорите: нужно внутренне измениться, чтобы войти в настоящие отношения с Космосом. Но Вы боитесь глубоких изменений, особенно тех, к которым призвал Иисус. Вы не хотите, чтобы человек внутренне настолько преобразился, чтобы стал личностью. Ваше "Я", пусть оно и более глубокое, чем обычное эго, все еще остается у Вас одиноким "Я", которое, может быть, и расширяет сферу своего сознания до космических масштабов, но не настолько, чтобы вместить в сердце весь Космос. Поэтому Вы и не находите другого пути, кроме как признать один лишь внешний авторитет Космоса над собой. Вы хотите откупиться от Космоса чисто внешним послушанием, без глубинного преображения сердца, Ваш космизм не очень радикален.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15