Единство человека с природой

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Единство человека с природой


К: Элиты сменяют одна другую. Ваша элита потеряла жизненную инициативу и уже не способна вести за собой. Уже не одно столетие она не ладит с Космосом, а такие вещи даром не проходят.

Р: Неужели мир не обновится? Если мы уйдем со сцены, то кто же поднимет упавшее знамя обновления мира силами разума и просвещенной воли? Разве вы не заметили, что мир не таков, каким его стоило бы увидеть?

К: Мир меняется, но изменения предзаданы, их не надо выдумывать. В Космосе больше света, чем в Вашем разуме. Вам предлагается его принять. Вы можете отказаться. Но круг жизни снова приведет Вас в эту же ситуацию выбора.

Р: Не думаю. Мне в космосе света не хватает. Будем искать на других путях. Есть же, в конце концов, свобода духа. Я свободен, я вправе мыслить без ограничений и без страха. Вы тоже свободны и имеете право. В нас обоих таится сумрачное прошлое, но в свете разума каждый из нас станет другим, станет выше. Вы боитесь быть свободным и мыслить, а я - нет. Нам не по пути.

Не только рационализм скептичен к сакрализации космоса, но и персонализм. Он пронизан чувством благоговения перед личностью, пониманием, что человек не вместим в мир, не определим ни космосом, ни своей собственной природой, что он внутренне свободен и призван жить в двух мирах - среди естественных реальностей и среди сверхприродных смыслов. Отсюда надкосмическое величие человека, его невписуемость в какие-либо мировые системы. Личность - самое ценное в бытии, его творчески обновляющее, динамическое начало. Персонализм пришел на смену гуманизма, с которым задолго до экологического движения покончили Маркс, Ницше и Фрейд. Космисты верят, что им открылась тайна мировой жизни, но они ее не соотносят со сверхкосмической тайной человека. В этом есть деперсонализирующая тенденция.

Характерный пример деперсонализации - квазирелигиозная самоотдача "духу Матери-Земли" или "духу Геи". Есть интересное в своем роде свидетельство книги "Думая как гора" [1]. В ней описано, как человек, входя в "глубинно-экологические" отношения, готов "сбросить с себя бремя отождествления с одной только человеческой сущностью", чтобы через него шла спонтанная речь других живых существ нашей планеты и самой планеты. Джон Сид, один из авторов этой книги и участник таких вхождений, пишет: "Я понял, что совершаю поступки уже не от своего имени и не от имени человеческого разума, а от имени Земли, . от имени моего нового "Я", [и я понял], что я действительно являюсь частью леса и защищаю себя" [2]. В книге предлагаются ритуальные формы совместного проговаривания разных экологических ситуаций в форме "Совета всех существ", подготовительные медитативные упражнения, настраивающие человека на роль медиума для "духа Геи", пробуждение "эволюционной памяти", эко-дыхательные упражнения для духовно-психической реинтеграции человека в биосферу и достижения "трансличностного и даже трансвидового уровня сознания" [3], для включения индивидуального глубинного "Я" каждого участника в "большое, истинное экологическое Я" с целью обретения понимания, мужества и сил, столь необходимых для предотвращения глобальной экологической катастрофы.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12