Место человека в направленной эволюции выбор будущего

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Место человека в направленной эволюции выбор будущего


Мы знаем, что в эмбриональной стадии развития любого организма информационно повторяются черты филогенеза его предков. И поскольку и Земля в целом, и общество представляют собой своеобразные организмы, последствия современного ГЭК в принципе должны развиваться по аналогии с филогенетическими стадиями эукариотического ствола жизни. А именно: если(!) современная бионоосфера перейдет в техноноосферу, что может произойти уже в середине XXI века, то, очевидно, должен появиться и адаптированный к ней новый, третий ствол жизни. Думается, по аналогии с эукариотами, он должен появиться путем эндосимбиоза, но уже не в ходе долгой паразитической кооперации, а путем искусственного, создаваемого человеком, некоего симбиоза человеческого мозга и биоинженерных устройств, т. е. киборга (см. рис. 1 и 2).

Этот вывод об аналогии современного ГЭК прерифейскому и, следовательно, аналогии их последствий имеет исключительно важное значение для философского осмысления проблемы оценки места человека в эволюции и оценки перспектив его выживания.

Вопреки прежним чисто биологическим представлениям, по которым род Homo трактовался как маленькая веточка на гигантском древе жизни, с информационных позиций, в рамках темпоральной периодизации Земли как суперорганизма, человечество почти пропастью отделяется от всех представителей доразумной жизни, поскольку его эволюция связана с новым стволом культурной информации, принципиально отличной от генетической. Своим возникновением этот ствол обязан не постепенному переходу наших предков к труду, а разовой мутации — появлению в стаде австралопитеков самки с постоянным эструсом, первой женщины (Евы). Эта «сексуальная революция» мгновенно изменила отношения биологического доминирования в стаде, характерные для всего животного мира и служившие неодолимым препятствием для количественного роста стада, на социальные отношения. В стаде с потомками Евы стало больше охотников и, следовательно, больше мяса, которого стало хватать на стариков, носителей опыта. Появился Учитель и стала накапливаться культурная информация. Так появился зародыш общества, т. е. коллектив людей. Этот момент — 1,42 млн лет назад — датируется KAr методом по находкам первых очагов, т. е. длительно поддерживаемых костров. Именно с этого момента В.И. Вернадский, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден начинали историю ноосферы.

Уже реализованная сейчас часть ноосферы этапа эволюции (антропогайя, или социогайя) является ноосферой in statu nascendi (в стадии становления). Грядущую, после ГЭК, часть ноосферы можно считать информационно-синергетическим аналогом оксигайи, т. е. рифей-фанерозойского этапа биосферы, на протяжении которого эукариоты освоили сначала океан, а после возникновения озонового экрана — сушу и воздух.

Подобным образом, по аналогии, третий — кибернетический — ствол жизни должен, очевидно, сначала освоить Солнечную систему, а затем уже более адаптированный к космосу искусственный интеллект начнет осваивать и дальний космос.

Развиваемая на основе идей В.И. Вернадского историко-экологическая модель эволюции Земли и Вселенной как «живой материи» приводит к следующим выводам:

возникновение жизни и разума в пределах Солнечной системы не было случайным;

современный ГЭК является закономерным и неизбежным следствием направленной эволюции, идущей на протяжении всех 4 млрд лет стихийно, по «рыночному» принципу, т. е. в соответствии с «сиюминутной» выгодой конкурирующих организмов, а в обществе — государств;

современный ГЭК по аналогии с прерифейским представляет, образно говоря, кнут, которым эволюция побуждает рожденный на Земле Разум, перейти к космической экспансии.

Таким образом, созданием искусственного интеллекта человечество завершает свою эволюционную миссию и на ход дальнейшей эволюции Разума в рамках космического пространства влиять уже не сможет. Отсюда следует, что ближайшие 50 лет, которые биосфера может еще продержаться, представляют рубеж («точку бифуркации»), на котором человечеству предстоит сделать выбор: либо исчезнуть с эволюционной сцены, уступив место новому лидеру — киборгу, либо кардинально изменить всю стратегию взаимоотношений с биосферой и срочно переобустроить свою экологическую нишу на планете Земля так, чтобы она и в будущем оставалась пригодной для обитания человека. Вопрос о будущем человечества «Быть или не быть?» является, следовательно, оборотной стороной запрограммированного эволюцией перехода Разума к освоению внеземного пространства.

Перейти на страницу: 1 2 3