Великий Волжский каскад

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Волга » Великий Волжский каскад


Молодому советскому государству достались: мелеющая река, жалкие остатки флота, разрушенное портовое хозяйство. Для предотвращения катастрофических последствий требовалось преобразовать Волжскую систему. Для этого еще в предвоенное время был задуман и разработан план превращения Волги в каскад плотин, водохранилищ и сооружения на ней новых каналов. Сбылись пророческие слова поэта К.А. Некрасов:

Иных времен, иных картин

Предвижу я начало…

Освобожденный от оков

Народ неумолимый

Созреет, густо населит

Прибрежные пустыни;

Наука воды углубит,

По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою,

И будет вечен бодрый труд

Над вечною рекою.

Над созданием этого грандиозного плана трудилась большая группа учёных и инженеров. План этот получил стратегическое название «Большая Волга». Он носил комплексный характер. Это означает, что при его разработке были учтены и предусмотрены нужды судоходства, орошения, энергетики, водоснабжения и многое другое. По проекту Волга должна была превратиться в широкую водную магистраль, соединиться с северными и южными морями, стать мощной фабрикой электрической энергии и часть своих вод направить для орошения в засушливые районы. Проект «Большая Волга» стал претворяться в жизнь с того момента, когда приступили к строительству канала имени Москвы.

Строился канал с 1932 по 1937 гг. Нужно было сразу решить две важные проблемы: сделать столицу большим речным портом и дать ей вдосталь свежей питьевой воды. Длина его 128 км. Вода пятью насосными станциями поднимается на 40 метров на Волжско-Московский водораздел, а далее следует самотеком.

На этой «рукотворной реке» возведено около 200 сооружений: 10 платин, 11 шлюзов, десятки мостов. Построено 8 ГЭС. Многие сооружения украшены барельефами, статуями, фресками. Когда плывешь по каналу, кажется, что ты попал в музей монументальной скульптуры. Движение по каналу никогда не замирает.

Иваньковский гидроузел — головное сооружение канала. У селения Иваньково Волгу перекрыли плотиной и заставили разлиться по пойме. Здесь возникло Московское море, а река стала вращать турбины Иваньковской ГЭС. Весть о том, что русские впервые в истории остановили и заставили работать на себя величайшую реку Европы, облетела весь мир. Мощность ГЭС была скромной, всего 30 тыс. кВт.

Позднее ниже Иванькова началось сооружение Угличского и Рыбинского гидроузлов. Угличская ГЭС мощностью 110 тыс. кВт была построена в 1940 г., а первая очередь Рыбинской ГЭС — в 1941 году. Верхневолжские ГЭС в тяжелую военную зиму (1941-1942 гг.) подавали до 3,5 млрд. кВт-час. электроэнергии. Рыбинское «море» в то время было самым большим искусственным водоемом в мире.

Верхняя Волга на протяжении 1300 км стала подвластна человеку. Налилась новой силой центральная энергосистема, глубокосидящие астраханские речные корабли дошли до Москвы.

В 50-е годы на Волге завершено строительство Рыбинской ГЭС. В 1956 году закончено строительство Горьковской ГЭС (Нижегородской).

В начале Самарской Луки выше г. Самары в 1950 году начались работы на Волге у Жигулей по сооружению Самарской ГЭС. Через 8 лет работы были закончены, возникла Волжская ГЭС им. Ленина (Самарская) мощностью в 2,3 млн. кВт. Это мощное сооружение. Здание Самарской ГЭС «Дворец электричества» длиннее здания Адмиралтейства в Петербурге (оно считалось самым длинным в СССР).

Через каждую турбину течет река примерно равная Оке, а Куйбышевское водохранилище занимает около 6 тыс. км2. В целом была проделана титаническая работа. Нужно было подвести ж/д пути, навесить над Волгой канатные дороги, разбить поселки, вогнать в дно реки стальной забор, углубиться за ним экскаваторами на много ниже русла, уложить гору бетона, намыть вал земли поперек всей реки и по её гребню пустить автомобили и поезда, поднять Волгу на 25-26 метров, устроить шлюзы и смонтировать агрегаты — ростом каждый с 8-и этажный дом, протянуть стену плотины в 5 км длиной. Помощь шла отовсюду: автоматические бетонные заводы из Москвы, многоковшовые электрические экскаваторы из Киева, автомобили-самосвалы из Минска, турбины из Ленинграда.

В 1951-62 гг. сооружается Волгоградский гидроузел с Волгоградской ГЭС мощностью 2,5 млн. кВт. Волгоградское и Куйбышевское водохранилища орошают более 2 тыс. га плодородных засушливых земель.

В эти же годы построена первая ГЭС на Каме, недалеко от города Перми — Камская ГЭС с оригинальной конструкцией (совмещает водосливную плотину и здание ГЭС), чем достигается экономия в стоимости бетонных сооружений.

Затем строятся Волжская ГЭС мощностью в 1 млн. кВт и Нижнекамская ГЭС. С 1967 г. начали давать ток первые агрегаты Саратовской ГЭС. Пуск Чебоксарской ГЭС практически завершил строительство Волжско-камского каскада. Весь комплекс сооружений на Волге получил название «Великий Волжский Каскад». Волжско-Камский каскад ГЭС образовал систему водохранилищ (от Костромы до Волгограда), которая позволяет перераспределить сток воды по временам года в соответствии с требованиями народного хозяйства и орошать засушливые земли Среднего и Нижнего Поволжья (более 2 млн. га, что составляет около половины всех орошаемых земель России).

Перейти на страницу: 1 2