Рост населения

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Глобальные проблемы человечества в экологии » Рост населения, ресурсный кризис » Рост населения


Изменение структуры населения. Наряду со сдвигом в пользу городского населения с ростом численности происходит:

- изменение соотношения возрастных групп: омоложение населения, сопровождаемое ростом безработицы среди молодежи, ростом преступности и общей социальной нестабильности;

- изменение соотношения полов в младших возрастных группах: первично - в силу статистического превышения рождаемости мальчиков, вторично-в порядке позитивной обратной связи как следствие диспропорции полов;

- изменение соотношения полов в старших возрастных группах: снижение продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами, которые более устойчивы к экологическим и социальным стрессам; больше одиноких женщин среднего и пожилого возраста - социальный фактор, значение которого не следует недооценивать.

Скученность. С ростом населения скученность преследует человека с малых лет-в многодетной семье, в переполненных детских учреждениях - до самой смерти в многоместной больничной палате или богодельне, за которой следует переполненный морг, очередь в крематорий или борьба за месте на кладбище. Скученность форсирует загрязнение среды. Как и у животных, скученность вызывает гормональные нарушения, увеличивает конфликтность и агрессивность в семье, на производстве, на транспортных магистралях (прямая связь между числом дорожных пробок, повышением кровяного давления, нервными и гормональными нарушениями у водителей). Социально-психологические эффекты скученности-отчуждение, утрата социальной значимости личности, ценности жизни и, как разнонаправленные следствия, социальное безразличие и карьеризм (стремление обрести значимость любой ценой), саморазрушение (алкоголизм, наркомания, половые извращения, исключающие из репродуктивного процесса) и преступность.

Массовая культура. Исторически сложилось и сохранилось в течение столетий деление на элитарную культуру, предназначенную для состоятельного и образованного потребителя, и низовую культуру простонародья, от соприкосновения которых чаще всего и рождались новые культурные ценности (римский роман-приключение 1 в. или вагаитская поэзия 12 в. как наиболее известные примеры). Рост населения сопровождался ростом потребления во всех или многих сферах, включая культуру. Рост потребления культуры в свою очередь стимулировал развитие средств массовой информации и культурной индустрии, ориентированной на массовое производство и соответственно рассчитанное на массового потребителя, художественный вкус которого она сама и формирует. Порожденная скученностью, массовая культура лучше усваивается в условиях скученности. Диспропорционально растущие группировки - молодежь, гомосексуалисты, уголовники и т.д.- теперь достаточно многочисленны для устойчивого поддержания своих субкультур.

Перейти на страницу: 1 2