Оценка потенциала

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Туристические потенциал и продукт национальных парков » Оценка потенциала


Прежде, чем кратко описать схему оценки туристского потенциала парков и сравнения потенциалов различных объектов, необходимо определить из каких основных компонентов складывается этот потенциал. Все множество этих компонентов целесообразно разделить на две основные группы:

· природные и культурные ландшафты и их компоненты;

· средства и условия осуществления туров (программ, экскурсий).

К группе “Природные и культурные ландшафты и их компоненты” следует относить:

· собственно территории и акватории парков, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и тому подобные объекты в окрестностях парков;

· в эту же группу включаются естественноисторические (особенно краеведческие) музеи и т.п., а также объекты, интересные и поучительные для демонстрации экологических принципов природопользования, например экотехнологичные хозяйства и предприятия, угодья аборигенных (традиционных) обществ и объекты культурного наследия;

· сами культурные ландшафты с их эстетическими достоинствами, территории с особой культурно-исторической ценностью ( например, левитановские или поленовские пейзажи, усадебно-парковые комплексы и образцы ландшафтной архитектуры и т.п.), безусловно, должны быть включены в эту же группу.

В группу “Средства и условия” очевидным образом включаются:

· экотехнологичные виды транспорта (поезда и автобусы, а не автомобили; велосипеды, а не мотоциклы и т.п. ), а также экотехнологичные объекты размещения туристов, и экотехнологичное туристское снаряжение;

· экологически чистые и преимущественно местные продукты питания;

· и что особенно важно, квалифицированные гиды-экологи, а также дидактические и вообще информационные материалы;

· экологическая благоприятность местности, в том числе в аспектах загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий;

· пригодность (соответствие) территории для целей тура (ботанического, зоологического, спелеологического, фитотерапевтического и т.д.) и ее доступность;

· допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения и формы контактов с объектами наблюдений.

Таков далеко не исчерпывающий, но ориентирующий перечень важнейших компонентов туристского потенциала, совокупность которых необходимо охарактеризовать в целях его выявления и оценки. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет не о туристском потенциале вообще, а о потенциале природно- и экологически ориентированного туризма, хотя принципиальных методических различий в оценке того и другого потенциалов нет - различия между ними содержательные.

Анализу, оценке, бонитировке рекреационных территорий и ресурсов посвящена обширная литература. Разработаны многочисленные методы оценки рекреационных ресурсов (их обзор дан, например, в монографии “География рекреационных систем СССР”, 1980). Отчасти эти методы пригодны и для оценки туристского потенциала территории, что подтверждается, в частности, опытом работ коллектива географов МГУ в нескольких регионах России (Евсеев и др., 1996; Шабалина, 1997) и специалистов Российской международной академии туризма.

Оценка рекреационных ресурсов всегда осуществляется в нескольких аспектах или по нескольким блокам параметров. Эти параметры различны (и специально подбираются) для основных видов рекреационной деятельности. Обычно ресурсы рекомендуется оценивать в аспектах функциональном, гигиеническом, эстетическом, технико-экономическом и природоохранном. Эти же аспекты можно иметь в виду, оценивая и туристский потенциал территории.

Очевидно, оценки в каждом из названных аспектов могут и должны основываться на различающихся принципах и критериях, наиболее адекватных каждому конкретному аспекту оценивания. Однако эколого-туристский потенциал целесообразно оценивать раздельно, прежде всего по основным группам перечисленных выше компонентов или слагаемых потенциала, подбирая для каждой группы различные способы и критерии, а также выбирая тот или иной из вышеназванных пяти аспектов оценки.

Перейти на страницу: 1 2