Некоторые рекомендации по построению эколого-туристских маршрутов

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Туристические потенциал и продукт национальных парков » Некоторые рекомендации по построению эколого-туристских маршрутов


Наиболее типичный и сравнительно легко формируемый турпродукт национальных парков это многодневные экологические маршруты и непродолжительные экскурсии по постоянным экологическим тропам. Однако далеко не всегда предлагаемые парками маршруты оказываются достаточно интересными и содержательными. Поэтому ниже предлагаются некоторые самые общие рекомендации по построению эколого-туристских маршрутов для горожан, а также конкретный пример, иллюстрирующий разработку содержания эколого-туристского маршрута по территории национального парка Мещера.

К содержанию экологических экскурсий

1. Необходимо специально выделить основную тему каждой экскурсии, рассказать о конкретных экологических проблемах посещаемой территории, их причинах и обязательно о возможных способах решения этих проблем.

2. Рекомендуется вписывать в ткань экскурсий в умеренных дозах ( избегая навязчивости и используя конкретный предъявляемый материал ) “смежные” сюжеты, например:

· о связях города с его пригородами, сельской местностью, с “девственными” ландшафтами;

· об истории отношения людей к среде их жизни, к ландшафту, об исторических формах природопользования;

· о динамике ландшафта и его вероятном будущем, которое уже предопределено действиями людей;

· о доступных ныне способах влиять на судьбу ландшафта, а тем самым и судьбу нашего общества, о возможном личном участии и простейших экологических правилах поведения (не забывайте о проблеме экологического эгоизма!);

· о типах охраняемых территорий ( заповедниках, национальных и природных парках ) и их назначении;

· о роли экотуризма в формировании мировоззрения туристов, в охране природы и в улучшении жизни местного населения.

К описанию экологической тропы

· Строить описание на ландшафтной основе, включая в рассказ сведения о рельефе, почвах и материнских породах, о водах и микроклимате, о взаимосвязях этих компонентов природы, не ограничиваясь, как это часто бывает, исключительно ботаническими характеристиками.

· Объяснять причины, обусловливающие экосистемное разнообразие, переход одного типа леса в другой и т.п.

· Показывать динамику экосистем, в том числе естественные сукцессии и изменения, вызванные деятельностью людей.

· Разъяснять экологические функции основных экосистем (например, леса и луга), значение рек (особенно, малых) и речных пойм, демонстрировать конкретные проявления экологических проблем.

· Рассказывать о природоохранной работе, выполняющейся в заповеднике или парке, и по возможности показывать ее результаты.

· Учить правилам посещения охраняемых территорий и вообще правилам поведения в природе.

Объекты и темы, рекомендуемые для включения в программы экологических экскурсий для школьников старших классов

1. Город и пригороды

· Что растет на пустырях? Все ли сорняки вредны? Придорожные яблоки и грибы, наполненные свинцом.

· Родники, ручьи, реки и пруды - чистая вода уже дороже золота?

· Сады, парки, музеи.

· Поля фильтрации и сельские поля.

· Городская свалка, завод по переработке мусора - покажите нам безотходное производство!

2. Сельская местность

· Деревенский дом и деревня, хутор, барская усадьба.

· Садовый участок, дача, коттеджи “новых русских”.

· Теплица, животноводческая ферма, орошаемое и неорошаемое поле.

· Культурный ландшафт как зеркало культуры.

3. Рекреационные и охраняемые территории

· “В лесу родилась елочка .” (лесные экосистемы и земная атмосфера - украшать ли живую елочку к Новому году?).

· “Черт вас возьми степи, да чего ж вы хороши!” (неужели всадник мог во времена Тараса Бульбы с головой скрыться в степных травах? - вымысел и правда, история и будущее степных экосистем - необходимо ли “поднимать целину”?).

· Зона отдыха (горожане на пикниках и многое другое).

· Ботанический сад и “аптекарский огород” - где и как собирать (если это разрешено!) лекарственные травы.

· Национальный парк, заповедник (национальные и личные интересы, заповеди).

Можно придумать бесконечное множество подобных тем. Главное - как исполнить каждую из них, чем насытить, как построить конкретный маршрут и что показать, как “задеть за живое” стопроцентного (и особенно молодого!) горожанина, все более утрачивающего органичную связь с живой и вольной природой, привыкшего к своей как ему кажется комфортной и благополучной асфальтово-автомобильно-электронной среде обитания? Но что делать горожанину, если в его доме (не дай Бог во всем городе) всего лишь на сутки отключится электричество? В этом случае лучшее для него - это отправиться в одну из предлагаемых нами экскурсий, разгрузивши холодильник, поливши цветы, если они у него еще живут, правильно одевшись и взявши на поводок собаку или посадивши кошку в лукошко. О`кей, шутки в сторону. И все же, разрабатывая интересный маршрут, полезно подумать если не о буквально таком мотиве для “экологической вылазки”, так уж непременно о мотиве выживания человека и человечества в современном мире, вплетая этот мотив в содержание каждой экскурсии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4