Как организовать общественную экологическую экспертизу

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Как организовать общественную экологическую экспертизу


Как получить объект экспертизы?

Получение объекта экспертизы, с нашей точки зрения, является одной из самых сложных задач общественной экологической экспертизы. Многое зависит от того, какие именно документы будут выбраны в качестве объекта экспертизы. Следует иметь в виду, что общественная экологическая экспертиза поставлена здесь в сложное положение. Объектом государственной экологической экспертизы является, как правило, технико-экономической обоснование (ТЭО). В то же время возможности общественности здесь ограничены: многие ТЭО могут содержать сведения, отнесенные к государственной либо коммерческой тайне, что может послужить предлогом для формального отказа в государственной регистрации общественной экологической экспертизы или в предоставлении объекта экспертизы (согласно статьям 21 и 24 Закона).

Бытует распространенная тенденция полагать, преуменьшая масштабы проблемы, что законных оснований для отказа в предоставлении документации, необходимой для проведения общественной экологической экспертизы не существует

. Основанием для такой точки зрения является то, что, согласно ряду нормативных актов, сведения о состоянии окружающей среды и загрязнениях не могут составлять ни государственной, ни коммерческой тайны (Федеральный закон “О государственной тайне” [4], “Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” [7]). К сожалению, все обстоит не так просто в силу нескольких причин.

Общественная экологическая экспертиза коммунального объекта, планируемого в г. Т., столкнулась с проблемой почти неразрешимой: на запрос общественности о предоставлении документации на общественную экологическую экспертизу, заказчик (городской Фонд охраны природы) ответил отказом, мотивируя свои действия содержащимися в ТЭО “ноу-хау и коммерческой тайной”. Оспорить эти утверждения в судебном порядке, не располагая оригинальными документами, не очень просто, а учитывая весьма сжатые сроки любой общественной экологической экспертизы (несоразмерных с длительностью любых судебных процессов) вообще проблематично. Ситуация в г. Т. разрешилась благополучно благодаря вмешательству органов государственной экологической экспертизы: будучи хорошо знакомым с документацией (подготовленной, кстати, весьма некачественно), председатель отдела экспертизы счел возможным предоставить общественности том “Оценка воздействия на окружающую среду”.

Несмотря на благополучное разрешение ситуации в г. Т., следует отметить, что в общем виде эта задача однозначного ответа не имеет, и действующая нормативно-правовая база оставляет большую степень неопределенности, не выгодной, в конечном итоге, ни заказчикам, ни государственным органам, ни общественности. Возникающие проблемы обусловлены следующими моментами.

Во-первых, объектом экологической экспертизы являются не просто сведения, информация, а конкретные документы. Кроме сведений о состоянии окружающей среды, в документе содержится множество других сведений и отнесение некоторых из них к государственной или коммерческой тайне является препятствием для предоставления всего документа.

Во-вторых, сведений, относящихся исключительно к окружающей среде, может оказаться недостаточно для проведения полноценной экологической экспертизы. Например, чтобы оценить масштаб будущих выбросов, могут понадобиться сведения о мощности установки, которые сами по себе не являются сведениями ни о состоянии окружающей среды, ни о ее загрязнениях.

Отметим, что основанием для отказа в регистрации общественной экспертизы (предоставлении документации) является наличие в объекте экспертизы сведений, составляющих “охраняемую законом” тайну. Таким образом, отказ возможен при наличии соответствующего законодательного акта, которым определяется данная тайна и порядок отнесения к ней сведений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8