Советская система принятия решений о социально-экономическом развитии общества

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » История развития экологической оценки в России » Советская система принятия решений о социально-экономическом развитии общества


Процесс принятия решений о социально-экономическом развитии в СССР регулировался хозяйственным законодательством, которое содержало определенные положения, направленные на предотвращение негативного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Это достигалось, главным образом, следующими способами:

Во-первых, все проекты строительства или реконструкции хозяйственных объектов, а также документация более высокого уровня (например, планы развития территорий), должны были разрабатываться в соответствии с нормами и правилами планирования и проектирования. Эти правила содержали не только “физические” природоохранные и санитарные стандарты, но и определенные требования по проведению инженерных и экологических расчетов, изысканий, а также по оформлению проектной документации. Например, начиная с 70-х годов, существовало требование о включении в большинство видов проектной документации раздела “Охрана окружающей природной среды”, описывающего проектируемые природоохранные меры.

Во-вторых, для осуществления определенных видов деятельности необходимы были согласования государственных органов, отвечавших за охрану окружающей среды или ее отдельных компонентов.

В-третьих, частью процесса принятия решений была оценка намечаемой деятельности (включая планы, программы и т.д.) специальными комитетами экспертов (“экспертизами”). Экспертизы входили в состав Госплана, Госстроя, ряда других министерств и региональных органов власти. Всего к середине 80-х годов насчитывалось примерно 900 экспертиз, каждая из которых была ответственна за проведение оценки тех или иных типов плановой и проектной документации: от программ регионального развития до проектов строительства и реконструкции конкретных объектов. Как правило, проект, план или программа не могли вступить в стадию реализации до принятия “положительного заключения” соответствующей экспертизы. В ряде случаев к участию в экспертизах приглашались специалисты экологического профиля. Чаще всего это происходило при рассмотрении крупных программ и проектов и редко касалось экспертиз более низкого уровня.

Кроме того, в середине 70-х годов в СССР активно внедрялась концепция территориальных комплексных схем по охране природы (ТерКСОП), которые часто разрабатывались параллельно с планами или программами территориального развития. ТерКСОПы были, по сути, попыткой осуществлять охрану окружающей среды на такой же плановой основе, как и развитие других отраслей народного хозяйства.

Таким образом, начиная с 70-х годов, в советской системе планирования и проектирования появились определенные элементы экологической оценки. Для некоторых крупных проектов и программ они были связаны с оценкой возможности их осуществления экспертами-экологами, для основной же массы деятельности — сводились к выполнению норм и правил проектирования, что было, разумеется, не всегда достаточно для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.