Внедрение концепций превентивного регулирования в 80-е годы

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » История развития экологической оценки в России » Внедрение концепций превентивного регулирования в 80-е годы


Важную роль в создании этого механизма сыграла и общественность. Во второй половине 80-х годов, по мере демократизации общества, все сильнее стали звучать протесты против системы принятия решения по экологически важным вопросам за закрытыми дверями “хозяйственных” министерств и ведомств. Эти протесты были, в частности, связаны с реализацией таких крупных проектов, как поворот северных рек и строительство Катунской ГЭС. Однако представители экологического движения были обеспокоены не только возможными последствиями осуществления конкретных проектов, но и принципиальными подходами к принятию решений.

В результате в обществе сформировалось представление о том, что процесс принятия решений об осуществлении намечаемой деятельности должен быть реформирован в соответствии со следующими принципами:

· оценке должны подвергаться не только отдельные программы и экологически опасные проекты, но и все виды деятельности (проектного и стратегического уровней), могущие привести к отрицательным воздействиям на окружающую среду;

· экологические последствия намечаемой хозяйственной деятельности должны подвергаться экспертной оценке, независимой от ведомств-заказчиков;

· в процессе оценки и принятия решений должны учитываться мнения независимых экспертов-экологов и общественности, обеспокоенной экологическими аспектами намечаемой деятельности;

· эта оценка должна носить комплексный, междисциплинарный характер;

· ожидаемое значительное отрицательное воздействие на окружающую среду должно быть достаточной причиной для запрещения реализации проекта.

В результате в конце 80-х годов была предпринята всеобъемлющая попытка осуществить перечисленные принципы в рамках традиционной системы экспертиз, что и привело к созданию института государственной экологической экспертизы.

7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали Постановление “О коренной перестройке дела охраны природы в стране”. Данное Постановление уполномочило новообразованный Государственный комитет по охране природы проводить государственную экологическую экспертизу планов, программ, новых материалов и технологий, а также отдельных проектов. Для реализации этой задачи на основании Приказа Совета Министров СССР №436 от 8 апреля 1988 г., в структуре Госкомприроды были созданы специальные Управления государственной экологической экспертизы.

20 сентября 1988 г. Госкомприродой была издана инструкция, обязывавшая заказчиков представлять проектную документацию на экологическую экспертизу. Инструкция обязывала включать в состав документации, передаваемой на экспертизу, результаты проведения оценки воздействия на окружающую среду. В обязанности Госкомприроды входило рассмотрение переданной документации в течение 45 дней и подготовка заключений, выводы которых носили обязательный характер.

27 ноября 1989 г. Верховный Совет принял Указ № 827-1 “О неотложных мерах по улучшению экологической ситуации”, который запрещал финансирование проектов и программ, не имевших положительного заключения государственной экологической экспертизы. Данный Указ может рассматриваться, как первый законодательный акт в области экологической оценки.

В декабре 1989 г. Госкомприрода направила своим подразделениям два письма о процедуре оценки воздействия на окружающую среду. Они запрещали отделам государственной экологической экспертизы принимать на экспертизу проекты, не содержавшие результатов оценки воздействия на окружающую среду, а также приводили перечень другой обязательной документации, представляемой на экспертизу.

Перейти на страницу: 1 2 3