Этапы психической адаптации и дезадаптации (рис. 4.4)

Экология человека » ОБЩИЙ КУРС ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА » Социальная адаптация » Этапы психической адаптации и дезадаптации (рис. 4.4)


1. Подготовительный этап

В том случае, когда человек предполагает или знает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях, наблюдается подготовительный этап.

Содержание подготовительного этапа с точки зрения адаптации носит познавательный характер. Накапливается определенный информационный запас о среде обитания и условиях деятельности, при этом формируется информационное поле, которое будет одним из источников действия адаптационного механизма.

Рис. 4.4. Этапы психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях

Рис. 4.4.

Этапы психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования (по: В. И. Лебедев и др., 1989)

По мнению некоторых ученых, человек находится в адаптированном состоянии тогда, «когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т. е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона». В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер. Кроме того, весьма значительную роль здесь играет и уровень мотивации к деятельности в заданных условиях.

• Первый тип познавательного поведения (активное восприятие) на подготовительном этапе адаптации характеризуется стремлением получить как можно больше информации, проявляя активный интерес и используя любые возможности для ее получения. В данном типе поведения, кроме активного потребления необходимой личности информации, имеет место и своеобразная заинтересованная внутренняя интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к переходу в измененные условия существования.

• Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации, которая сама по себе характеризуется случайностью и обрывочностью. В основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности или же воспринимается вся возможная, но без критического оценивания ее достоверности и необходимости с точки зрения организации наиболее эффективного взаимодействия со средой предстоящего существования. Данные типы поведения связаны со свойствами центральной нервной системы и описаны в условиях адаптационного процесса индивида.

2. Этап стартового психического напряжения

Данный этап можно считать пусковым моментом приведения в действие механизма переадаптации. Состояние человека на этом этапе сравнимо с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену, предэкзаменационным волнением и т. п. Трудно определить границы этого этапа, так как динамика адаптационного процесса не имеет четко выраженных временных показателей. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, условий его деятельности и т. п. Содержательная и функционально-смысловая стороны этого этапа состоят в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности и являющихся, по сути, психофизиологическими детерминантами активизации деятельности любого живого организма.

Таким образом, на этом этапе происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

3. Этап острых психических реакций входа

Другое название этапа – первичная дезадаптация. Является стадией адаптационного процесса, на котором личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Границы этого этапа по различным источникам определяются первыми тремя-пятью месяцами.

Рассмотрение сущности и содержания данного этапа требует анализа специфических психогенных факторов условий деятельности, определяющих их экстремальность и необходимость психической переадаптации. Основными из этих факторов являются:

– измененная афферентация – резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека ранее;

– монотонность – отсутствие каких-либо привычных раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора раздражителей.

Не исключено и даже вероятнее всего одновременное слияние всех этих компонентов в единый фактор измененной афферентации. Это может быть связано с резким изменением природно-географической среды жизнедеятельности человека. В исследованиях сенсорной депривации учеными были вскрыты механизмы взаимодействия психики с окружающей средой. Л. П. Гримак (1991) отмечает: «Мало иметь контакт с природой, необходимо, чтобы внешняя среда была достаточно изменчива, чтобы обеспечивала хотя бы минимум внешних раздражителей. Без них мозг прекращает нормально функционировать, развиваются различного рода синдромы отклоняющегося поведения».

• Важным моментом является отсутствие лично значимой информации. В. И. Лебедев отмечает, что «в длительных походах мы отмечали у подводников невротические состояния, явно обусловленные отсутствием информации о больных родственниках, беременных женах, о зачислении в учебные заведения, предоставлении квартиры и т. д. При этом развивалось состояние тревожности, депрессии, нарушался сон».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5