Изучение экологического состояния территории Большеземельской тундры с использованием методов дистанционного мониторинга

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Изучение экологического состояния территории Большеземельской тундры с использованием методов дистанционного мониторинга


В районе исследований растительные сообщества представлены преимущественно кустарниковыми тундрами (Salix lanata, S.phylicifolia), крупноерниковыми (Betula nana) тундрами, приуроченными преимущественно к ложбинам стока и плоскобугристыми болотами с кустарничково-мохово-лишайниковыми сообществами на буграх и осоковыми и пушициево-сфагновыми сообществами на плато водораздела.

Картирование нарушений растительного покрова проводили на основании анализа снимков спутника Landsat (TM и ETM) за 1987, 1988 и 2000 гг., полученные в середине вегетационного периода. Изображения были предварительно обработаны с помощью операции Tasseled Cap (TC) программного обеспечения Erdas Imagine 8.5. Для выявления годичной динамики нарушений растительного покрова модельного участка было составлено комбинированное изображение (рис.2

), рассчитанное как:

Красный канал = TC 1 канал 2000 г. – TC 1 канал 1987 г.

Зеленый канал = TC 2 канал 2000 г. – TC 2 канал 1987 г.

Синий канал = TC 3 канал 2000 г. – TC 3 канал 1987 г.

Рис.2

. Динамика площадных нарушений на модельной территории

за период 1987 – 2000 гг.

На полученных изображениях 1987, 1988, 2000 годов нарушения растительного и почвенного покрова читаются достаточно хорошо. Как показывает комбинированное изображение, эти нарушения отмечаются на территории буровых скважин и прилегающих к ним земель, а также на участках расположения трубопровода и дорог. Различия спектральных характеристик на изображениях 1987 и 2000 годов позволяют предположить, что на многих участках, имеющих наиболее ранние по времени нарушения (1987 г.), происходят процессы естественного самовосстановления (демутации) растительного покрова. Отчетливые различия данных контуров с «естественным фоном» позволяют отнести «восстанавливающиеся» площади к участкам с мезогемеробной или полигемеробной степенью нарушенности (Новаковская, Акульшина, 1992).

Для количественного учета изменений нарушенных площадей изображения каждого года были подвергнуты векторизации (ArcVew 3.2а, UTM, зона 40), для чего была произведена оцифровка антропогенно трансформированных участков. Затем у полигональных объектов измерялась площадь, у линейных – длина, а также толщина линий, соответствующая таковым на снимках (рис.3

).

а б

Рис. 3.

Изменения площадных нарушений растительного покрова (1:100 000), выявленные на основании анализа космических снимков 1987 г. (а) и 2000 г. (б). Для удобства данные спроецированы на схему района (1:1 000 000), содержащую рельеф, озера,

основные водотоки.

Обсуждение результатов

На анализируемом участке представлены площадки буровых скважин, участок нефтепровода, эксплуатируемый и расположенная вдоль него вездеходная дорога. На анализируемом изображении выделены участки с нарушенным растительным и почвенным покровом, что обусловлено:

- влиянием вездеходного транспорта;

- влиянием трубопровода;

- влиянием деятельности буровых площадок.

Влияние гусеничного транспорта

на растительный и почвенный покров естественных сообществ тундры изучено в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (Груздев, Умняхин, 1984; Творогов, Неустроева, 1987; Чалышева 1992). При однократном проезде гусеничной техники удельное давление на грунт составляет порядка 0.47 кгс/см2 (Груздев, Умняхин, ), при этом наиболее сильные повреждения испытывает мохово-лишайниковый покров. Устойчивость к повреждениям определяется составом растительности и приуроченностью растительных сообществ к участкам разного рельефа. За три-четыре проезда наиболее легкой машины – ГАЗ–71 происходит полное уничтожение растительного покрова в кустарничково-лишайниковой тундре. При этом моховой слой разрезается гусеницами трактора, отделяется от минерального грунта. Наилучшей устойчивостью обладали ерниковые сообщества. Их уничтожение наблюдали после восьмикратного проезда. На влажной почве нарушения способны проявляться сильнее. Колеи вездеходов на таких участками становятся «резервуарами» для накопления воды и при наличии уклона поверхности они превращаются в водотоки. Усиливается смыв верхнего почвенного горизонта, развивается глубинная эрозия, приводящая к развитию термокарста на участках с мерзлотой. Развитие ускоренной эрозии возможно на площадях с частично или полностью уничтоженной естественной растительностью с уклоном более 1° (Зеликов, 1999). В результате происходит образование делювиальных отложений у подножья склонов или поступление взвешенных частиц почвы, минеральных и органических веществ в водотоки и водоемы. Особо ранима растительность переувлажненных (заболоченных) участков Уже после однократного проезда вездехода образовывается глубокая колея, что также способно привести к развитию термокарстовых процессов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9