Адаптация детей к социальным факторам

Экология человека » ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА » Социальные аспекты адаптации детей » Адаптация детей к социальным факторам


Вариабельность высших кортикальных нейродинамических признаков в наибольшей степени определяется средовыми влияниями, среди которых важная роль принадлежит факторам социальным. Изучение процесса акселерации показало также, что в результате закрепления индивидуальных генетических изменений под влиянием ряда факторов на протяжении нескольких поколений образовались массовые изменения физического развития детей. Поскольку эти факторы средовые, главным образом социальные, то вытекает вывод, что именно социальная среда явилась источником и причиной изменений биологических свойств человека. Доказательством этого положения служат результаты многочисленных научных исследований, показавших, что акселерация в нашей стране носит всеобщий характер, несмотря на резкие различия в климатических условиях и на наличие различных национальных особенностей детей и подростков.

Установлена одинаковая степень сдвигов в сторону улучшения показателей физического развития независимо от социального положения родителей и климатических условий. Динамика работоспособности, адаптации и дезадаптации детей к учебной нагрузке и условиям ее организации взаимосвязана с рядом социальных факторов.

Образовательный ценз родителей, их квалификация, благополучие семьи сказываются на воспитании детей в семье, степени упорядоченности режима дня и проявляются у школьников I и II классов в подготовленности их к обучению, в беглости чтения, в качестве подготовки уроков, в успеваемости, особенно по общеобразовательным предметам.

Степень упорядоченности режима суток небезразлична для работоспособности учащихся. Длительные вечерние просмотры телепередач, сокращение установленных нормативов пребывания на воздухе и ночного сна препятствуют восстановлению, а еще более – упрочению работоспособности к утру последующего дня. Обучение в школе предъявляет к ребенку большие требования, с которыми он может справиться только в том случае, если его организм достиг необходимого уровня морфологического и функционального развития. Индивидуальные особенности интеллектуального развития и функционального состояния нервной системы обусловливают разную степень успеваемости учащихся. У неуспевающих учеников отмечается эмоциональная неуравновешенность, более низкий уровень интеллектуальной деятельности, пониженный тонус корковых систем. Анализ анамнестических данных показал, что причинами этого являются патогенные воздействия на ранних этапах онтогенетического развития, а также неблагоприятные социально-бытовые условия.

Перейти на страницу: 1 2 3