Детский организм и стресс

Экология человека » ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА » Социальные аспекты адаптации детей » Детский организм и стресс


Условия обитания предъявляют к детскому организму все возрастающее количество стрессогенных факторов. Происходят глобальные изменения окружающей среды. Увеличивается темп жизни. Растет экологическое напряжение. Все это сказывается на условиях жизни ребенка, его семьи, всего общества в целом. Описание отслеживание отправлений по идентификатору почта россии здесь.

Несмотря на то что в науке стрессу в последнее время уделяется довольно пристальное внимание, возрастные его аспекты изучены сравнительно мало. Основное число исследований посвящено посттравматическому стрессу и последствиям заболеваний у детей.

Посттравматический стресс.

В работах, посвященных посттравматическому стрессу, выделяют различные типы реакций на произошедшее событие: вытеснение; разграничение «Я» на «Я-реальное» и «Я-жертва»; фиксация на психотравмирующей ситуации; тревожность; эмоциональная лабильность; психопатические поведенческие реакции; замкнутость; ослабление социальных контактов; разочарование в людях и нравственных ценностях. Отмечается роль возраста ребенка в переживании травматического стресса. К характеристикам темперамента, обеспечивающим умение справляться со стрессом, относятся следующие: предсказуемость поведения; оптимизм; адаптируемость к изменениям; более высокий уровень достижений; более высокий порог восприятия травмирующего события и реакции на него. Анализ случаев посттравматического стрессового расстройства у детей, которые были жертвами или свидетелями психотравмирующих ситуаций (стихийные бедствия, агрессия со стороны человека), показал следующее: специфичной для детского переживания травматического события является травматическая игра (эквивалентная повторному переживанию травмы у взрослых). В травматической игре переиначиваются элементы события в повторяющейся безрадостной и стереотипной форме. В некоторых случаях переживание может вызвать раздвоение личности, возвращение к травмирующему опыту, галлюцинаторные переживания травмы.

Выделяют следующие индивидуальные формы

реагирования на стресс:

а) тормозной тип реагирования (пассивный),

для которого характерны симптомы: психологическая амнезия (у детей встречается утрата навыков и умений экспрессивной речи), стремление избегать напоминаний о травме, подавленность мыслей и чувств, а также избегание активности в ситуациях, напоминающих стрессогенную;

б) патологическая психофизиологическая возбудимость,

которая проявляется в раздражительности, сверхнастороженности, повышенной пугливости, плохой концентрации внимания.

Чувствительность каждого ребенка к стрессогенному воздействию зависит от ряда факторов: генетических, конституциональных, типологических особенностей, жизненного опыта, уровня развития, а также от содержания и интенсивности события, вызывающего стресс. Эти факторы определяют величину психологических защитных ресурсов ребенка и его способность самостоятельно справиться с ситуацией.

Возрастные особенности реакции на стресс.

В целом дети реагируют на психическую травму изменениями состояния сознания, межличностных отношений, импульсивного контроля поведения и изменением вегетативных функций. Тем не менее существуют различия в феноменологии, соответствующие фазе развития ребенка. Здесь условно выделяют три периода: дошкольный, школьный и юношеский.

1. Дошкольный период.

Способность запоминать и в словесной форме воспроизводить травматический опыт у большинства детей формируется между 2,5 и 3 годами. До этого возраста дети также могут реагировать на психотравму, но симптомы эти неспецифичны и этиология их неясна. У 3-летнего ребенка будут проявляться личностные изменения, меняться игры и появляться страхи, связанные с травматизирующим событием. Воспоминания, как правило, отрывочные. При этом отдельные, короткие травмирующие события легче вспоминаются. Когда ребенок подрастает, он приукрашивает и перерабатывает свои воспоминания. Обычны их ассоциирования с последующими неприятными событиями.

Перейти на страницу: 1 2 3