Рациональная организация учебного процесса

Экология человека » ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА » Социальные аспекты адаптации детей » Рациональная организация учебного процесса


Примечательно, что систематическое проведение перемен на воздухе оказывает большое оздоровительное влияние на организм школьников. Это проявляется в более высоком содержании гемоглобина в крови, в хорошей функциональной деятельности костного мозга, высокой иммунологической реактивности и закаленности. Повышение работоспособности и улучшение состояния здоровья благоприятно влияют на успеваемость. Так, среди школьников, которые систематически во время больших перемен активно отдыхали на воздухе, количество хороших и отличных отметок составило 58 %, а среди учащихся, постоянно проводивших перемены в помещении – 42 %.

Исследование динамики функционального состояния центральной нервной системы у школьников показывает, что есть предметы более легкие и более трудные. К числу предметов первой степени трудности относятся математика и физика. Вторым по степени трудности считают русский язык и литературу, третьим – иностранный язык. Остальные предметы относят к четвертой степени сложности.

Место трудных предметов в учебном дне существенно сказывается на динамике работоспособности. По мере отдаления этих уроков от начала занятий быстрее развивается утомление. Трудные предметы отнимают больше времени при подготовке домашних заданий.

Чередование различных видов деятельности в течение дня и недели дает большой эффект для сохранения работоспособности на относительно высоком уровне. Уроки физической культуры, ручного труда, работа на учебно-опытном участке являются качественно иной деятельностью по сравнению с общеобразовательными предметами.

В дни с уроками труда или физической культуры у большинства учащихся в конце занятий скрытый период условных реакций или не меняется, или несколько укорачивается по сравнению с исходными данными. Наибольший эффект труда и физической культуры отмечается в дни, когда эти уроки включены в расписание на третьем или четвертом часе занятий.

Переключение с одного вида деятельности на другой дает наиболее выраженный эффект тогда, когда работоспособность начинает снижаться и развивается утомление. Физиологический механизм этого явления, очевидно, тот же, что и активного отдыха. При этом улучшается функциональное состояние центральной нервной системы учащихся, что выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов, нарастании времени ясного видения, повышении вегетативной реактивности. С этих позиций можно объяснить и крайне незначительные изменения работоспособности, когда новый вид деятельности включается на первых или последних часах занятий. В первом случае работоспособность учащихся достаточно высока и включение другого вида деятельности является преждевременным. Эффект переключения крайне незначителен и совсем не проявляется в конце занятий, так как непосредственно после переключающей деятельности следует 3-4-часовая умственная работа с большой статической нагрузкой. Запоздалым оказывается и переключение учащихся на другой вид деятельности на пятом-шестом часах занятий, т. е. в конце учебного дня. В этом случае утомление организма уже выражено значительно и для восстановления функциональной работоспособности клеток коры больших полушарий головного мозга своеобразный «активный отдых», обеспечиваемый переключением деятельности, становится недостаточным.

Положительный эффект оказывает на учащихся и чередование различных видов деятельности в течение недели. Обычно к концу недели работоспособность школьников существенно снижается. Включение в среду или четверг «разгрузочных» дней способствует повышению работоспособности школьников в пятницу и субботу. При сравнении функционального состояния школьников с разгрузочным днем в середине недели и без него было выявлено, что количество фазовых реакций (неправильные ответы на условные раздражители) составило у первых в конце дня 5,14 % и в конце недели 5,3 %, а у вторых – соответственно 5,3 и 11,18 %. Более высокая работоспособность детей повышала эффективность их учебных занятий.

Успеваемость школьников при введении «разгрузочного дня» составила 3,8 балла, а без него – 3,6 балла.

Регулярное чередование учебных дней и дней, выделяемых для трудовой деятельности, создает предпосылки для более равномерного распределения учебной нагрузки. При чередовании учебной и трудовой деятельности более чем в 80 % случаев школьники занимаются дома каждый день. Если же неделя разделяется на учебную и трудовую половины, то 30 % учащихся в дни трудовой деятельности домашних заданий не готовят. Учебная нагрузка распределяется неравномерно, и включение двух дней трудовой деятельности в начале, середине или в конце недели не дает положительного эффекта.

Перейти на страницу: 1 2 3