Проблемы экологии сельскохозяйственного производства

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Проблемы экологии сельскохозяйственного производства


или недостаточно соответствующим их связи и различию. Ярким примером такого неадекватного в целом отражения связи человека и природы является антропоморфное миропонимание.

В узком смысле экологическое сознание (мышление) означает в целом адекватно-истинное отражение глубоких диалектических связей и одновременно различий человека и природы, понимание закономерностей развития данной системы и ее основных элементов, условий и путей её гармоничного оптимального функционирования. В целом экологическое мышление ещё чуждо современному обыденному сознанию». [11, стр. 15].

Каковы новые ориентиры в мышлении

современного человека?

— Природа обладает самоценностью и самодостаточностью.

— Человек - природное существо.

— Любое природное событие индивидуально.

— Сохранение самобытности природы и разнообразия индивидуальностей – основа нового мышления.

— Эволюционная миссия человека на Земле – покончить с вымиранием видов в природе(?)

— Выживание человека и других биологических видов может быть обеспечено симбиотической формой жизнедеятельности живого.

— Антропоморфное мировосприятие выступает в качестве существенной предпосылки важнейшей экологической идеи – идеи связи и единства человека и природы.

«Мы должны учиться у природы» - заповедь, пришедшая в наше неспокойное время из глубины веков. Как удается природе примирить и оптимизировать интересы многих миллионов живых существ, сказать окончательно трудно. Но один из удачных вариантов совместной борьбы организмов за выживание известен. Это симбиоз. И.И. Мечников в 1901 г. сообщал, что флора нормального человека состоит из 60-70 видов микроорганизмов. Симбионты и многие паразиты являются необходимыми компонентами нормальной жизнедеятельности. В противоположность девастации (полному уничтожению наиболее вредоносных паразитов) ученые поддерживают идею регуляции их численности.

Односторонний взгляд на паразитов только как на зловредные существа противоречит объективным фактам и главным законам материалистической диалектики. В природе ничего не бывает абсолютно полезного или вредного. Мир противоречив, и это один из фундаментальных законов его существования. По Гегелю, противоречия есть корень всякого движения и жизнедеятельности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью. Нашли распространение всякого рода шарлатанства, противоестественные рекомендации и действия, начиная с приемов обработки пашни и посевов сельскохозяйственных культур (глубокая отвальная вспашка тяжелыми машинами, внесение необоснованно высоких доз минеральных удобрений, широкое использование ядохимикатов в борьбе с вредителями и сорняками, ведущие к разрушению природных симбиозов в почве) и кончая бесконтрольным применением антибиотиков, которые убивают не только патогенную, но и симбиотическую микрофлору, без которой мы не можем нормально жить.

Поэтому первейшей необходимостью в перестройке нашего мышления являются осмысление и широкая пропаганда новых объективных знаний.

Возникает такое новое понятие, как «экологический императив

» - совокупность условий, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия. Для того, чтобы человечество могло вступить в эпоху ноосферы и обеспечить тем самым свое будущее развитие, необходимо, чтобы оно обрело способность так регулировать и направлять свои действия, чтобы они не нарушали условий экологического императива.

Сейчас речь идет об экологизации политики

, как способе утверждения в жизни экологического императива. Суть данного понятия проста: формировать новое отношение к природе в современных условиях, возвращая человеку восприятие себя как части природы.

Учитывая интересы как хозяйственных предприятий, так и всего общества, необходимо изменить действующую экономическую систему регулирования таким образом, чтобы создать стимулы

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16