| 
  
 
 
 Решающими факторами становления и функционирования экологического права являются: во-первых, социально-экологический кризис 
  (объективный фактор) и, во-вторых, государственная экологическая политика 
  (субъективный фактор). 
 Социально-экологический кризис 
  представляет собой совокупность состояний и изменений окружающей среды, ее компонентов и связей между ними, характеризующуюся стабильным ухудшением и возрастанием угроз человеку и природе. Он оценивается в разных масштабах: как глобальный, национальный, региональный. Выделяют такие проявления социально-экологического кризиса, как истощение природных ресурсов, ухудшение их качества и снижение потребительной ценности, ухудшение условий жизнедеятельности человека, состояния здоровья людей под воздействием факторов среды обитания, возникновение угрозы жизни (живым организмам, включая человека). 
 В качестве проявления (или направления усугубления) 
  социально-экологического кризиса обозначают: 
 – разрушение озонового слоя; 
 – изменение климата; 
 – гибель тропических лесов; 
 – повышение уровня вод Мирового океана; 
 – изменение температурных характеристик в отдельных районах Земли; 
 – засорение космического пространства; 
 – загрязнение окружающей среды всех видов, т. е. химическое, радиационное, биологическое; 
 – исчезновение видов животных и растений, т. е. снижение биоразнообразия; 
 – ухудшение качества атмосферного воздуха в результате антропогенных нагрузок в промышленных районах и городах и трансграничного переноса вредных веществ; 
 – снижение запасов пресной воды в отдельных регионах земного шара; 
 – масштабное потребление невозобновляемых природных ресурсов; 
 – перепроизводство отходов; 
 – появление новых заболеваний человека, животных и растений, их генетические изменения и т. п. 
 Многие из названных факторов осознаны и учитываются при принятии правотворческих и правореализационных решений. 
 Государственная экологическая политика 
  – это совокупность решений и действий, осуществляемых уполномоченными органами власти и управления в области охраны окружающей среды в масштабах государства по различным направлениям, а также используемых для этого правовых и лежащих вне сферы права способов и средств. 
 Смежным с понятием государственной экологической политики является понятие  экологической функции государства
  . Это деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощений, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. 
 В сфере права в настоящее время государственная экологическая политика РФ характеризуется формированием законодательной и нормативной базы охраны окружающей среды и природопользования, установлением ответственности за нарушение требований экологического правопорядка и безопасности, созданием специализированных природоохранительных и правоохранительных структур, участием в международных и межгосударственных мероприятиях по охране окружающей среды и другими показателями. |