Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Материалы » Экологическое право » Правовой режим экологически неблагополучных территорий


Чрезвычайная ситуация

– обстановка на определенной территории, сложившаяся вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в результате которых могут произойти человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации

– комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и которые направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья населения, снижение размеров ущерба окружающей среде.

Зона чрезвычайной ситуации

– территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зоны определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации последствий ситуаций на основе их классификации, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основные принципы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:

1) заблаговременность мероприятий;

2) планирование их с учетом экономических, природных и иных характеристик территорий, степени опасности;

3) гласность и предоставление сведений о ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико – биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 56, 88 Конституции РФ Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайной ситуации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Федеральное Собрание утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области. При ликвидации чрезвычайных ситуаций илы и средства органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ. На основании ст. 72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности относится совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Для осуществления государственного управления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные органы.