Человек и социальная сфера

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Человек и социальная сфера


В чем суть социальных потребностей человека, откуда начинаются эти потребности? Почему даже при, казалось бы, полном материальном благосостоянии человек может быть не удовлетворен своим существованием. И наоборот, житейская мудрость гласит: "С милым и в шалаше рай!" Интересные мысли по этому поводу обнаруживаются в работах Блеза Паскаля (1623-1662) "Чем бы человек не обладал на Земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен если не пользуется почетом у людей . Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах . Ничего не может отвлечь его от этой цели . Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди преклонялись и верили им".

В узком смысле слова социальные потребности - это необходимость принадлежать к какой-то социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием и привязанностью окружающих, быть объектом их уважения и любви. Соответственно, социальная группа - это человеческая общность, выделяемая на основе какого-то признака: родственных отношений, наличия и характера совместной деятельности, "по интересам". Наименьшей социальной группой является семья, даже если в ее составе только двое. Наиболее распространенной и нередко сложно построенной - трудовой коллектив. Еще большую по численности общность представляют формальные или неформальные ассоциации коллективов, связанных едиными профессиональными интересами, например, все шахтеры г.Воркуты или Донбасса, объединяющиеся для отстаивания своих социальных и экономических интересов в стачкомы или неформальные профсоюзные объединения.

Отношения между людьми в коллективах очень не просты и определяются как внешними причинами, так и внутренними свойствами личности, ее характером, склонностями, способностями. У одних людей возникает устойчивая потребность лидерства. У других - не менее четкая потребность быть ведомым. Особенно ярко и непосредственно эти потребности наблюдаются у подростков и вызывают беспокойство, если лидером группы оказывается подросток или взрослый человек, с криминогенными или иными нежелательными для общества и воспитания молодежи наклонностями.

Лидерство - непременный атрибут трудового коллектива, который в силу организационной структуры всегда иерархичен и предполагает непременно наличие руководителей разных уровней и, соответственно, подчиненных или ведомых ими работников.

В случае, когда обличенный властью руководитель действительно является лидером, т.е. обладает необходимыми знаниями существа дела, умением общения с людьми, умением убеждения, гуманностью, сочетающейся с требовательностью к коллегам и к себе, в коллективе, как правило, создается нормальный климат, не возникают или быстро и безболезненно ликвидируются назревающие конфликты.

Однако нередки случаи, когда во главе коллектива оказывается человек не обладающий нужными качествами лидера, а лишь желанием быть им, руководить людьми. Не чувствуя опоры в знаниях, он неизбежно становится на путь диктата, убеждение заменяет принуждением, сознательную дисциплину, проявляющуюся прежде всего в результатах труда, подменяет формальным "присутствием". Обычный для таких руководителей случай - неприятие талантливых, самостоятельно мыслящих личностей, классных специалистов, которые "могут дискредитировать начальство". Возникают или искусственно создаются конфликтные ситуации, приводящие либо к уходу этих личностей, либо потере ими индивидуальности и творческого подхода в работе. Вокруг такого "лидера" постепенно формируется новая социальная среда (группа) людей с совершенно иными нравственными и жизненными устоями, творческие возможности которых подменяются славословием, а практическая деятельность - показухой и обманом.

Принадлежность к любой социальной группе, начиная от семьи, предполагает права и обязанности всех ее членов. Двойственность этих сложных взаимосвязей выступает, ощущается, оценивается и функционирует, как потребность в справедливости. Эта потребность справедливости, представление о том, что есть справедливо по отношению к себе самому и по отношению к другому - всегда индивидуальны. Неудовлетворение часто возникает именно из-за недооценки того, что действительно справедливо или не справедливо, между правами и обязанностями. Потому что в их основе лежит потребность иметь "для себя" и дать для " других".

Перейти на страницу: 1 2