Экология человека: общие положения и определения

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экология человека: общие положения и определения


Человек - личность

Согласно ак. И.Т.Фролову: человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

В соответствии с представлениями В.И.Вернадского, человек - составная часть живого вещества Земли определенного эволюционного типа, неразрывно связанная в своем развитии и существовании со всей биосферой нашей планеты. Одновременно только он, человек обладает возможностями воздействия на окружающую его природу энергетическими категориями, недоступными никаким другим живым существам. Одновременно человек - это личность, то есть элемент определенных социальных структур. В настоящем разделе внимание сосредоточено именно на личностных характеристиках человека, а не на его биологической сущности.

Человек как личность представляет собой относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств, выраженных в его сознании и деятельности. Иначе, личность человека - есть устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как индивида, как члена общества или человеческой общности.

Следовательно, личность - это всегда достаточно сложное целое, в котором можно вычленить три основные части или, как говорят психологи - основных блока.

1-й блок - отражает направленность личности, систему ее отношений к окружающему миру. Он раскрывается через мотивы поведения человека (т.е. причины, побуждающие его к деятельности или действиям, адекватным ситуациям), через потребности человека, его чувства, эмоции.

2-й блок объединяет возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности в той или иной области. В частности - это воля, способности, интересы.

3-й блок характеризует стиль поведения личности и объединяет такие черты, как характер и темперамент.

Анализ всех этих признаков, в их сочетании, позволяют понять, а при необходимости - спрогнозировать, предвидеть те или иные действия человека, объяснить почему он поступил именно так, а не иначе. Остановимся подробнее на содержании этих трех блоков, начав их анализ с характеристики потребностей человека.

Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов, как личности, принадлежащей к определенным социальным группам и обществам.

Отсюда потребности, по отношению к человеку, есть фактор, побуждающий его к деятельности, направленной на их удовлетворение и выступают как источник его активности. В определенной степени потребности определяют направленность мышления человека, его чувств и воли.

Различают четыре основных вида потребностей: биологические, информационные, социальные и духовные. К социальным также могут быть отнесены потребности трудовые, экономические. Особое место занимают в формировании личности потребности духовные (религиозные, культурные, эстетические).

Существует иерархия потребностей от чисто биологических, первичных, таких как потребности в пище, воде и кислороде, без чего не возможно поддержание жизни, до утонченной потребности в самореализации, которая возникает в качестве завершающей на самом верхнем их уровне. Ее можно представить в форме пирамиды (рис. 1).

Рис.1. Пирамида потребностей человека по Маслоу

Потребности человека есть объективная реальность, его непременное свойство, как любого другого живого организма. Столь же естественно и стремление к удовлетворению своих потребностей являющееся мотивацией к действию, проявлению физической, интеллектуальной или социальной активности и эмоций, а в крайнем своем выражении является источником агрессивности и стресса.

Формирование потребностей человека - сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8