Здоpовье и алкоголь

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Здоpовье и алкоголь


Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже страдающих хроническим алкоголизмом, показало, что пьянство родителей, даже в самой "безобидной" форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Для детей алкоголиков характерны невротические расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации.

В этом отношении непредсказуемы последствия даже единичного эпизода употребления алкоголя будущими родителями во время интимной близости или матерью во время беременности. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая дает возможность проявиться грузу неблагополучной наследственности или другим неблагоприятным предпосылкам развития.

При огромном разнообразии направлений и характеров психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности. Дети родителей, страдающих алкоголизмом, в большинстве случаев характеризуются нарушениями их психофизического развития. Они ослаблены, отстают в росте и весе по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Этим детям свойственны нарушения функции сна: они с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне; иногда извращается формула сна, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Такие дети, родившиеся в условиях семейного алкоголизма, отличаются повышенной подверженностью инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям.

Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обуславливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятную атмосферу, и ребенок испытывает дефицит общения.

Характерным признаком детей при семейном алкоголизме является слабое развитие у них регуляции собственного поведения: они не могут самостоятельно организовать свои действия в соответствии с поставленной задачей, испытывают трудности при планировании деятельности, им недоступна адекватная оценка результатов начатой работы, игры, развлечения. Отсюда, при семейном алкоголизме у детей имеются выраженные трудности в обучении, которые связаны, с одной стороны, с патологическим состоянием их нервной системы, с другой стороны - с педагогической запущенностью.

Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются стойкостью и большим разнообразием. Большую роль в появлении отклонений личности у таких детей играют конфликтные переживания, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, отношений к близким людям.

При семейном алкоголизме сильные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери, либо, у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, сочетание обиды и любви к родителям. Конфликтные переживания приводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего к реакциям протеста. Ребенок стремится все делать назло, не выполняет требований взрослых, становится агрессивным, хмурым, недоброжелательным.

Наряду с активными реакциями протеста, нередко отмечаются и пассивные, когда ребенок уходит из дома или из школы. Он старается избегать встреч с пьющим отцом, прячется, боится идти домой. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушение сна, плаксивость, обидчивость, иногда наблюдаются тики, заикание, недержание мочи. Более резким проявлением протеста являются попытки суицида, в основе которых - чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их. Известно, что дети подражают воспитателям, родителям, и отсюда следует, что они легко подражают таким формам асоциального поведения, как сквернословие, хулиганство, мелкое воровство, курение, употребление алкоголя и наркотиков. Характерной особенностью поведения детей является двигательная расторможенность или гипердинамический синдром. С раннего возраста эти дети отличаются двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной целенаправленностью, импульсивностью. Во всех случаях выражены нарушения концентрации активного внимания. Эти отклонения поведения обычно сочетаются с раздражительностью, склонностью к колебаниям настроения, иногда с агрессивностью и негативизмом. Обращает на себя внимание однообразие их поведения, неумение довести до конца любое начатое дело.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15