Критерии устойчивого развития: национальные аспекты

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Критерии устойчивого развития: национальные аспекты


- атмосферного воздуха - для рассеивания выбросов, что ведет к его загрязнению;

- водных объектов - для приема сточных вод, что также ведёт к их загрязнению и уменьшению возможностей их использования;

- земель - для размещение отходов, что уменьшает доступность использования земельных ресурсов для других целей;

Использование водных и земельных ресурсов для рекреационных целей в свою очередь снижает возможности их использования для целей хозяйственных.

Задача общества и государства состоит в том, что бы обеспечить приемлемый баланс путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, административных мер и просветительской деятельности.

Площадь территории России составляет около 17 млн. кв. км, что при численности населения 145 млн. чел. [8] дает плотность населения всего 8,5 чел./кв. км. При этом, в ряде промышленных центров и агломераций России сложилась напряженная экологическая обстановка [9]. Одной из главных причин этого является игнорирование экологических и санитарно-эпидемиологических требований при территориальном зонировании и размещении объектов [10].

Однако значительная часть территории мало пригодна для постоянного проживания. Эта территория не может быть эффективно освоена даже при росте численности населения, но требует определенных затрат на обслуживание и увеличивает удельные издержки при создании коммуникаций. Поэтому поиск возможных способов использования малодоступных территорий, дающих доход, является важной экономической задачей.

В чем то похожая ситуация сложилась и в области водных ресурсов. Среднее многолетнее значение речного стока в целом по России составляет 4262 куб. км [11]. Общее потребление свежей воды в 2000 г. составило 86 куб. км (2,0% речного стока), а сброс сточных вод - 57 куб. км (1,3% речного стока), в т.ч. загрязненных - 20 куб. км [12] При этом удельное водопотребление в валовом внутреннем продукте (ВВП) сократилось по сравнению с 1990 на 7%. [13]. Таким образом по водным ресурсам в целом по России ситуация выглядит вполне благополучно. Тем не менее, и с обеспечением крупных городов качественной питьевой водой имеются серьезные проблемы. Одной из причин этого является то, что органы государственного контроля и управления в сфере водопользования не обеспечивают выполнение в необходимом объеме работ по сокращению сброса сточных вод, что связано, в первую очередь, не с недостатком финансирования, а с неспособностью правильно определить приоритеты.

В СССР была создана самая совершенная система нормирования воздействия на окружающую среду, основанная на соблюдении гигиенических и экологических нормативов в зоне воздействия. Однако данная система может (или должна?) быть разрушена в ходе реализации ФЗ "О техническом регулировании" [14]. Данный закон, по своей сути претендующий на роль конституционного, предусматривает замену действующей системы нормативно-правовых актов "техническими регламентами", имеющими статус федеральных законов (см., например, проект технического регламента "О водоотведении" [15]). При этом исчезает само понятие нормирования качества окружающей среды, а с ним право граждан на благоприятную окружающую среды, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Хотя понятия "предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ" и "предельно-допустимых воздействий на водные объекты" содержатся в проекте нового Водного Кодекса РФ [16], данный проект содержит другую опасную новацию - в нем исключён институт лицензирования водопользования, что открывает возможности для неквалифицированного осуществления работ, оказывающих влияние как на состояние окружающей природной среды, так и на здоровье населения. Проект нового ФЗ "О недрах" [17] хотя и содержит упоминание о лицензиях на недропользование, но сам не предусматривает случаев их применение, что так же можно рассматривать как одну из активных мер, направленных на расширение неэффективного недропользования и связанного с ним загрязнения окружающей среды.

Серьёзные опасения вызывает проект нового Лесного Кодекса, разрабатываемый Министерством экономического развития и торговли РФ совместно Федеральным агентством лесного хозяйства [18]. Значительную часть проекта занимают новации, посвященные фактической приватизации лесов (передача лесов в муниципальную и частную собственность, в доверительное управление, в долгосрочную - до 99 лет - аренду), что противоречит как Конституции РФ, закрепляющей всенародную собственность на природные ресурсы, так и мировым тенденциям.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7