Синергия экологии и бизнеса

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Синергия экологии и бизнеса


Что может рейтинг

Всего год понадобился экорейтингу, чтобы завоевать доверие и обрести влияние на российском рынке. Оценку признали как сами лесопромышленники, так и NGO и ведущие отраслевые институты. Так, генеральный директор ОАО "Нойзидлер Сыктывкар" Ринат Старков отметил, что руководство предприятия будет учитывать оценку "Эксперт РА" при формировании комплексных экологических программ, поскольку работу агентства одобряют акционеры компании.

Инициатором присвоения экорейтингов в России выступил WWF, а методика, разработанная специалистами рейтингового агентства "Эксперт РА", получила одобрение крупнейших неправительственных организаций. По словам Веры Башун, ведущего аналитика "Эксперт РА", экорейтинг уникален тем, что позволяет не ранжировать компании по объему выбросов, а получить качественную оценку всей системы экологического менеджмента на предприятиях, то есть оценить в комплексе усилия, предпринимаемые компанией, достигнутый эффект и общий объем загрязнения. Именно поэтому становится возможным сравнение небольших по объему загрязнения окружающей среды лесозаготовительных предприятий и крупных ЦБК.

Когда в этом году был завершен анализ результатов первого года реализации проекта, оказалось, что позитивный эффект экорейтингов не ограничивается теми факторами, о которых мы писали в прошлом году (см. "Эксперт" N42, 10-16 ноября 2003 года). Совершенно неожиданно для многих предприятия - участники экорейтинга, вкладывающие в экологию около 50% суммарных инвестиций российских лесопромышленных предприятий по этому направлению, демонстрируют существенно больший рост выручки, нежели лесопромышленный комплекс в целом. Так, когда в 2000-2002 годах весь ЛПК стагнировал на уровне 2-2,5% в год, компании - участники экорейтинга увеличили свой доход на 18,4%.

Неудивительно, что предприятия, получившие экорейтинг, намного более внимательно относятся к организации эффективной системы управления окружающей средой. Уже четыре из них имеют сертификат ISO 14000, а еще на десяти ведутся работы по сертификации. При этом на многих предприятиях, не планирующих пока внедрять стандарты ISO 14000, - только благодаря усилиям сотрудников соответствующих служб - функционирует эффективная система экологического менеджмента. Безусловно, положительный эффект присвоения экорейтинга - шаг к большей открытости компаний ЛПК. Многие из них, пройдя процедуру оценки, создали и постоянно поддерживают на собственных сайтах разделы, посвященные экологическим вопросам. А СЗЛК выпустила по итогам 2003 года первый в России экологический отчет в соответствии с GRI.

Но, конечно, наибольшее внимание компании, получившие экорейтинг, уделяют проблемам непосредственного воздействия на окружающую среду, то есть уменьшению объема загрязнений и потребления ресурсов. Огромного прогресса эти компании добились, уменьшив за 2000-2002 годы количество выброшенных вредных веществ в атмосферу почти на 30 млн тонн! И это когда весь ЛПК только увеличил выбросы. Что касается потребления ресурсов, то наиболее значимыми из них для ЛПК являются древесина, вода (для ЦБК) и хлор. И если о переходе ЦБК на отбеливание целлюлозы без использования элементарного хлора, приведшем к уменьшению потребления хлора на 15,8% в 2002 году по сравнению с 2000-м мы уже писали, то анализ новых данных преподнес приятный сюрприз: одновременно уменьшилось потребление свежей воды - почти на 80 млн кубометров.

Хотя динамика вполне благополучная, перед многими предприятиями ЛПК, в первую очередь получившими экорейтинг, вскоре встанет проблема: нехватка средств на реализацию серьезных экологических проектов. Дело в том, что первые шаги в сфере экологии исключительно "рентабельны", то есть положительного успеха удается добиться при незначительных финансовых вложениях. Но чем дальше по этому пути будут идти лесопромышленные компании, тем больших средств и сил от них будет требовать соблюдение высоких экологических стандартов. Причем если компании Евросоюза могут надеяться на помощь руководства страны, то нашим предприятиям остается полагаться только на самих себя и инвесторов, предпочитающих вкладывать деньги в "экологически устойчивые" компании. А экорейтинги и индексы экологически ответственных компаний во всем мире как раз и помогают инвесторам ориентироваться на рынке. Именно поэтому уже в недалеком будущем компании, имеющие экорейтинг, получат существенное конкурентное преимущество.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.informeco.ru

Перейти на страницу: 1 2 3