Ретроспективная оценка городских экологических программ.

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Анализ экологической ситуации Москвы, факторы и механизмы формирования » Характеристика современной экологической ситуации в Москве. » Ретроспективная оценка городских экологических программ.


 

В основу многих градостроительных решений были положены рекомендации по планированию и приоритетности природоохранных мероприятий, разработанные в 1986 г. в рамках ТерКСОП Москвы до 2010г. В результате существенно снизилось количество экологически необоснованных градостроительных решений, что обусловлено как экологизацией процесса проектирования, так и введением экологической экспертизы предпроектной и проектной документации.

В соответствии с принятыми постановлениями в период 1971-1990 гг. предусматривалось вывести из города 352 объекта (предприятия, организации, их отдельные подразделения и производства), в т.ч. за 1971-1988гг. - 276 объектов, из которых 77 - экологически вредных. Фактически было выведено 197 объектов (около 70%), в т.ч. 54 - экологически вредных.

Основная цель природоохранной политики 1990-х годов – добиться, чтобы градостроительное развитие, экономический рост, повышение качества жизни происходили без увеличения нагрузки на окружающую среду.

В 1992 г. была принята Комплексная экологическая программа (КЭП) Москвы, рассчитанная на реализацию до 2005г. (постановление Правительства Москвы от 27.09.94 №860). Главная цель КЭП – обеспечение экологической безопасности развития мегаполиса и предотвращение обострения социальных и экологических проблем.

При формировании основных мероприятий КЭП ставилась задача комплексного решения следующих основных групп проблем:

1)      стабилизация, а затем и снижение загрязнения атмосферного воздуха на территории города;

2)      стабилизация и постепенное снижение водопотребления, рационализация водохозяйственного баланса, улучшение состояния водных объектов;

3)      сокращение удельной ресурсоемкости производимой продукции, внедрение малоотходных и безотходных технологий, создание инфраструктуры по сбору, транспортировке, использованию и обезвреживанию твердых бытовых и производственных отходов;

4)      разработка и внедрение экономического механизма, стимулирующего перепрофилирование, вывод или ликвидацию экологически опасных предприятий и производств;

5)      снижение выбросов от объектов теплоэнергетического комплекса (включая введение налога на сернистость мазута, внедрение ступенчатого сжигания и рециркуляции топочных газов, вывод из эксплуатации мелких котельных);

6)      разработка проектов ПДВ, ПДС и санитарно-защитных зон для промышленных предприятий и промзон.

Система мероприятий формировалась по четырем основным группам: планировочно-градостроительные, научно-технологические, санитарно-технические и административно-управленческие.

Реализация КЭП Москвы в части охраны водного бассейна и очистки сточных вод к 1997 г. имела следующий экологический эффект:

-среднее водопотребление питьевой воды снизилось с 6460 тыс.м3/сут. в 1994 г. до 5409,2 м3/сут. в 1999 г.; при этом основная доля водопотребления приходится на население.

-достигнуто полное соответствие качества питьевой воды государственным стандартам по санитарно-гигиеническим показателям;

-осуществлено строительство водоочистных сооружений на объектах МГП "Мосводоканал" (Рублевская водопроводная станция, Захарковский карьер, Курьяновская станция аэрации и др.);

-снизился сброс в водные объекты Москвы сточных вод, загрязненных солями тяжелых металлов;

-проведены работы по благоустройству и капитальному ремонту водоемов города (Лианозовские пруды, пруды в парке Мандельштама, пруды на Мичуринском проспекте и т.д.);

-депонирование осадков станций аэраций позволило уменьшить площади земель, занимаемых под их хранение, более чем на 300 га.

В результате реализации КЭП в части охраны воздушного бассейна валовый объем выбросов вредных веществ от объектов теплоэнергетики города снизился в период 1993-2000 гг. более чем на 40 %.

К сожалению, не выполнены позиции программы, предусматривающие использование в зимнее время на объектах теплоэнергетики только малосернистых сортов мазута, с чем связано отсутствие положительного эффекта по выбросам сернистого ангидрида и пятиокиси ванадия.

Таким образом, мероприятия КЭП, выполненные и профинансированные в среднем на 10 %, все же имели значительный положительный эффект. В частности, реализация КЭП в области градостроительства и формирования пакета нормативно-методических документов по экологизации проектирования привели к совершенствованию градостроительных решений.