Контроль как гарантия эффективности механизма охраны окружающей среды

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Организационно-правовые формы Экологического контроля » Контроль как гарантия эффективности механизма охраны окружающей среды


Нельзя с уверенностью утверждать, что в настоящее время экологический контроль гарантирует достижение целей охраны окружающей природной среды и природопользования. И поэтому необходимо выяснить, что нужно для того, чтобы он стал такой гарантией. Одним из ответов на данный вопрос будет потребность в наладке и усовершенствовании механизма экологического контроля.

В качестве основных его механизмов выделяют: организационный, экономический, правовой механизмы экологического контроля. Нам необходимо рассмотреть каждый из вышеперечисленных механизмов экологического контроля, характеристика которых облегчит реализацию потенциальных возможностей экологического контроля в обеспечении безопасности жизни и здоровья человека.

Легче всего определить роль и место контроля в организационном, управленческом механизме в рассматриваемой сфере. Традиционно контроль - один из способов обеспечения законности в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей природной среды. Он имеет собственные цели и содержание, одновременно обеспечивает выполнение других управленческих функций - его органы поставляют собранную в процессе контроля информацию, необходимую для принятия управленческих решений в рамках функций организации, учета, планирования, экспертизы, руководства, координации в этой сфере. Кроме того, контрольные органы выявляют и пресекают нарушение специальных правил, норм и нормативов, без чего невозможна реализация, например, такой функции, как регулирование природопользования и выбросов в окружающую среду. Следует отметить, что в процессе контроля применяются меры административного принуждения, ведутся их статистика, анализ причин, что при правильной постановке дела создает основу для применения других мер юридической ответственности - уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, необходимых для эффективной реализации означенных выше функций регулирования, экспертизы.

Сложнее с определением позиций контроля в механизме правового регулирования экологических отношений. Этот механизм включает четыре элемента.

Первый - нормы права: а) специальные - эколого-правовые; б) экологизированные, регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе ее выполнения; в) нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию экологических и экологизированных хозяйственно-правовых) предписаний.

Второй элемент рассматриваемого механизма - эколого-правовые отношения, которые представляют собой связь между людьми, характеризующуюся наличием их взаимных прав и обязанностей по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.

Третий элемент - акты применения права, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или, вступив в них, не выполняют возложенные на них обязанности.

Четвертый элемент - реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями эколого-правовых норм. Кроме того, мало закрепить в специальном законодательстве нормы, регулирующие только государственный контроль, как сейчас. Закон должен создавать базу и для регулирования других видов экологического контроля, прежде всего производственного и общественного.

Что касается места контроля в экономическом механизме охраны окружающей среды и природопользования, то начать, видимо, нужно с определения последнего, поскольку единство в его понимании пока отсутствует, но тем не менее необходимо отметить, что он не сводится лишь к экономическому стимулированию, а включает еще ряд элементов -финансовую базу, экобизнес, экорынок.

Перейти на страницу: 1 2