Плата за выбросы в окружающую среду

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Плата за выбросы в окружающую среду


В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать: 1. платежи или налоги за право пользования природными ресурсами; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью; 2. платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; 3. дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии. Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.

3. Методика расчёта платы за выбросы (с примером расчёта).

Плата за природные ресурсы занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. На практике она стала применяться еще в бывшем СССР. Так, ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы были введены в 1968 году. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями, была введена с 1988 года. Тарифы были утверждены Государственным комитетом по ценам в размере 1,15 коп/м3 воды из поверхностных источников и 2,0 коп/м3 воды из подземных источников. Такие цены можно считать лишь символическими.

Действовала попенная плата в лесном хозяйстве. С образованием в 1988 г. системы природоохранных органов, а также в связи с изменением отношений собственности осуществлялась подготовительная работа по введению новых платежей, в частности - за право пользования природными ресурсами. Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем. По существу, это форма выражения абсолютной ренты, связанной с собственностью на природные ресурсы как на объект хозяйства. Базовые нормативы платы могут устанавливаться в виде фиксированных отчислений (роялти) от стоимости объема добычи (изъятия) природных ресурсов. В газовой промышленности за рубежом, к примеру, роялти принимает форму процента от стоимости добытого газа. Зарубежная практика показывает, что размеры роялти могут варьировать в пределах от 5 до 50% стоимости добытого газа, хотя в среднем данный платеж близок к 12,5% или части стоимости продукции. Базовая цена природных ресурсов должна определяться на основе данных государственного учета и экономических оценок соответствующих видов природных ресурсов, а также с учетом различий в качестве, естественной продуктивности, местонахождения и условий использования этих природных ресурсов и дифференцироваться на основе получаемого дохода. Представляется целесообразным направление части средств от платы за право пользования природными ресурсами на социально-экономическое развитие соответствующей территории, развитие ее социальной и экологической инфраструктуры, что позволит перевести отношения собственника и пользователя природными ресурсами на реальную экономическую основу.

Опыт показывает, что эффективно экономическое регулирования природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей (за расход запасов полезных ископаемых, вырубку леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использования природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за земельный, горный отводы, право вырубки леса и осуществления других видов хозяйственной деятельности на землях лесного фонда и т.д.) призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений по этим платежам может осуществляться финансирование не только природоохранных, но и других социальных и экологических нужд данной территории (развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и др).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" разработаны на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9