Развитие взглядов на проблему экологического воспитания методистов по естествознанию и природоведению

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологическое воспитание » Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания » Развитие взглядов на проблему экологического воспитания методистов по естествознанию и природоведению


Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой развили и обобщили русский педагог А. Я. Герд, геолог, основоположник московской научной школы А. П. Павлови многие другие педагоги - натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике естествознания в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

Например, в 1902 году была введена программа по природоведению составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым. В ней предлагалось изучать природу по "общежитиям" (сад, поле, река, луг, лес) . Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду во взаимосвязи, только по сезонам (впервые вводится принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу, (так как природу надо изучать живую, красивую, настоящую, а не засушенную в гербариях и коллекциях. Воспитательная цель учебника - познание закона изумительной целесообразности в природе и того "Великого разума", которым "все создается и управляется в природе и во всей Вселенной".

Последователь Д. Н. Кайгородова - русский педагог-естественник В. В. Половцев в работе "Основы общей методики естествознания. "(1907 год) предложил ввести "биологический метод" изучения естествознания. Суть его заключается в том, что в процессе ознакомления с явлениями природы должны вскрываться доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе и доступны непосредственному наблюдению. Половцев настаивал, что образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания. При изучении природы нельзя ограничиваться простым описанием предметов, необходимо вскрывать связи и отношения между предметами.

Внедрение в школьное естествознание "биологического метода" можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся.

Несмотря на данные достижения в дореволюционной школе формировалось у учеников созерцательное отношение к природе.

И в первые годы советской власти учителям пришлось преодолевать этот недостаток воспитания и образования.

В советской школе передовые учителя старались использовать то лучшее, что создали классики педагогики.

Процессу изучения природы и общению учащихся с нею придается новый деятельностный характер. Советский педагог Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране.

В советской школе природоохранительное образование развивалось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.

В 1924 году Наркомпрос ставил задачу изучение края и привитие навыков по охране природы края, для был использован исследовательский метод. Предполагалось выяснять влияние производства на окружающую среду при помощи экскурсий, в живом уголке школы.

Но, как известно, в 30-е годы началась индустриализация страны. Все люди ощущали гордость при виде мощных дымящихся заводских труб. В эти годы у учеников воспитывалось потребительское отношение к природе. Изучалось: сколько спичек можно сделать из одного дерева, для чего людям нужны леса, поля, реки и другие подобные вопросы.

С 1945 года по 1962 год природоведение велось методом объяснительного чтения: дети просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее охрану. Такой подход привел к тому, что несколько поколений было воспитано в духе потребительского отношения к природе, равнодушия к природе.

Но и в то время были педагоги, строящие воспитание на принципе связи обучения с природой.

Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. - Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе . " [29,12] В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки. " [29,12] Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами. Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. " [29,27] Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Перейти на страницу: 1 2