Учебная книга по экологии

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Учебная книга по экологии


Искусственное все чаще заменяет естественное, природное, и почти всегда это неадекватное замещение. Конечно, компьютерный курс по экологии впечатляет . Но возникает и ощущуние громадной утраты - живого общения с природой, чувственного восприятия мира. Недаром сегодня стремительно развивается новое направление в психологии - экопсихология. Проблема эта не только педагогическая или психологическая, это проблема всего социокультурного процесса. Но именно в ряду этих сложнейших вопросов мы должны видеть место и роль экологической культуры личности и общества, экологического образования.

Необходимо признать, что методология отбора содержания экологии как учебного предмета, теоретических оснований его новой, мировоззренческой, культурологической функции пока не создано. Наличие постоянно изменяющихся концепций и стандарта по экологии - даже по названию - тому свидетельство: "Экология", "Экологической образование". А может быть, "Экологическая культура"?

ЭКОЛОГИЯ: ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК

Основные тенденции

Для того чтобы понять роль и значение учебника в школьном экологическом образовании, надо хотя бы в общем виде представить контуры складывающейся системы непрерывного экологического образования и воспитания: заказ общества как социально-экологическая функция образования - стандарт - учебные планы и программы - учебная книга. При этом следует помнить, что основной формой организации экологического образования в школах России становится смешанная модель экологического образования. Она предусматривает выявление экологического потенциала каждого предмета учебного плана, его дидактическое осмысление и реализацию в сквозной программе экологического образования и воспитания педагогического коллектива.

Рассматривая учебную книгу по экологии в этой системе, отметим некоторые тенденции и перспективы, стараясь избегать прямых оценочных суждений об учебниках и авторах.

1. Вышедшие в 1995 году учебники Н.М. Черновой с соавторами и Е.А. Криксунова с соавторами явно отразили современное развитие системы экологического знания, вобрав в себя все противоречия этого процесса. Содержание учебных курсов отбиралось прежде всего из биологической экологии, представлено по уровням организации живого от организма до биосферы. В учебниках предприняты попытки ввести в содержание социально-экологические компоненты от антропологии и демографии до экологии человека, прикладной экологии и оптимизации природопользования. Все подотрасли современной экологии пока еще не удается представить системно, в структуре учебников явно выражена биоцентристская позиция их создателей.

Противоречивость взгляда Е.М. Криксунова с соавторами демонстрирует схема на первом форзаце учебника: в структуру современной экологии включены грибы, острова и политика. При уяснении "пределов" экологического знания полезно помнить, что экология - это взгляд на мир глазами живого. Несовершенные научные представления об экологии оказываются в учебнике без всяких поправок на ее специфику.

Два названных учебника - типичные представители первого поколения учебной книги по экологии. Будем помнить - первым всегда трудней идущих следом.

2. Активно формируется тенденция создания учебных комплектов по экологии. Начало этой традиции положено созданием комплекта к учебнику "Экология России" Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, включенному Министерством образования в федеральный комплект учебников на 1996-1997 учебный год. Идея комплекта очень ценна для школьной экологии. Помощь нужна не только ученику, но и учителю. Книга для учителя и хрестоматия, дидактические материалы, рабочие тетради и практикум, подготовленные по курсу "Экология России" - реальный путь интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Особенностью комплекта является введение впервые в качестве самостоятельного раздела "Социоприродные экосистемы" (авторы С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова). И речь в нем идет не только о демографии и антропологии, но и преодолевается биоцентризм, формируются новые принципы отношений общества и природы. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных фрагментов жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом как раз и содействует становлению экологии как науки о воспроизводстве жизни во всей ее полноте, во всех ее проявлениях. Устойчивость социоприродных экосистем зависит не только от биоразнообразия, но и от разнообразия и зрелости культуры социума, от того, насколько удалось достигнуть коэволюции - гармонизировать отношения природы и человека.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8