Учебная книга по экологии

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Учебная книга по экологии


4. Некоторая определенность достигнута в организации экологического образования в начальных классах. Разработана концепция, стандартные требования к экологической воспитанности личности (Л.П. Симонова-Салеева). Основные курсы экологической направленности: "Природоведение", "Человек и окружающая среда", "Окружающая среда" составлены в соответствии с целями курса - подготовка обучающихся к чувственному восприятию мира и воспитание любви к природе, ответственного отношения к ней и себе как ее части. Среди книг отметим учебник А.А. Плешакова "Природоведение" для начальных классов под редакцией И.Д. Зверева, вышедший в издательстве "Просвещение" в 1996 году третьим изданием. Эта учебная книга стала лауреатом конкурса учебников природоведения. У нее есть продолжение - факультативный курс "Экология для младших школьников", удачно дополняющий программу основного курса, реализующий воспитывающий, развивающий потенциал природоведческих знаний.

Довольно много альтернативных региональных учебных книг по экологии для начальных классов. Среди них "Азбука экологии" - экспериментальное учебное пособие для младших школьников - Н.И. Завьяловой и других авторов (Курган, "Парус", М., 1996), "Планета - наш дом. Мир вокруг нас" - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников и методика проведения занятий - И. Белавиной, Н. Найденской ("Лайда", М., 1995). Конечно, здесь немало проблем: как в полной мере использовать особенности этого возраста к восприятию мира природы, в частности, к ее одушевлению, как развить способность чувственно воспринимать окружающую среду. Как тут не вспомнить В.А. Сухомлинского и его "Школу радости", в которой общение с природой было главным принципом воспитания с первых дней пребывания в ней.

5. Требует глубокого педагогического анализа опыт введения экологии во всех классах общеобразовательной школы, "Экологической системы - 1-11-й", как ее называют авторы. Следует помнить о цели экологизации: экологически культурная, воспитанная личность. Простое дополнение содержания предметов учебного плана еще одним предметом экологической направленности или во что бы то ни стало внедрение экологической информации во все предметы не приводит автоматически к созданию новой структуры всего содержания, не гуманизирует и не интенсифицирует учебный процесс. Уже есть наблюдения (и не только у нас, но и за рубежом), когда экологией явно "перекармливают" учащихся. Причины могут быть разными: от отсутствия мотивации до неготовности учителя, а результат один - возникает негативное отношение и к экологии, и к проводникам ее идей.

Несомненно, острой проблемой остается экологизация предметов учебного плана основной школы, особенно 5-8 классов. Интересен опыт издания интегрированных курсов: "Естествознание 5 и 6", "Человек и природная среда" (ответственный редактор И.Т. Суравегина) и "Естествознание -7" (редактор А.Г. Хрипкова). Хорошо зарекомендовал себя "Экологический букварь" - книга для занятий с детьми в школах ("Пит-Тал", Санкт-Петербург, 1996).

6. Еще одной интересной тенденцией экологизации школьного образования является подготовка вкладышей, дополнений к учебникам по основным предметам. Так, А.П. Рыженковым выпущено пособие "Физика. Человек. Окружающая среда" - 7 класс (М., 1996), призванное мобилизовать возможности физики как важного инструмента в сохранении окружающей среды и устойчивого развития. В учебном пособии "География России" А.А. Лобжанидзе дал анализ эколого-экономического потенциала современной географии. Большим воспитательным и теоретическим потенциалом обладает пропедевтический курс "Химия и экология" В.М. Назаренко, З.В. Малыхиной и "Курс химии для гуманитарных классов" В.И. Ярных.

Отрадным явлением стало гуманитарное движение в экологическом образовании. Созданы оригинальные интегрированные экологизированные курсы по литературе: "Природа и литература" В.М. Сенкевича, "Фольклор" Н.А. Костаняна и других. Однако научно-педагогическое освоение эколого-воспитательного потенциала всего гуманитарно-эстетического цикла предметов и его коррекция - дело будущего, если мы принимаем концепцию экологического воспитания как воспроизводство экологической культуры в личности и в обществе. Литература, художественное произведение, рассмотренное как часть социокультурного процесса, позволяет увидеть смену цивилизационных парадигм от борьбы, преодоления, покорения природы ("Старик и море" Э. Хэмингуэя) до осмысления хрупкости, ранимости природы и появления чувства причастности к ее судьбе ("Жила была сёмушка" Ф. Абрамова). И уж, конечно, подлинно безграничными возможностями воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности обладают "синтетические" формы литературы и искусства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8